Обсуждается способ введения Б.Г. Ананьевым в психологию категории "человек”. Его позиции анализируются в сопоставлении с теориями отечественных и зарубежных ученых - Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Е.А. Климова, А. Адлера, Ш. Бюлер, К. Юнга, Э. Фромма, Э. Эриксона. X. Томэ. Показывается, как преодолевает Ананьев идеологические ограни чения и шаблоны своего времени. Ставится проблема стадий развития индивидуальности. Выдвигается гипотеза о том, что изучение человека в масштабах всего человечества и вселенной указывает на существование у него "вершинной” ипостаси - "всеобщности" или "трансцендентности".
Прослеживается динамика сознания и действия личности в трудных обстоятельствах жизни. Она является результатом психической переработки индивидом жизненных невзгод с позиций своей, лишь частично осознаваемой уникальной «теории» мира. Выбираемые человеком для совладания с тяжелыми условиями «техники» жизни обусловлены личностными характеристиками и уровнем психотравмирующего воздействия трудных ситуаций. Анализируются основные стратегии совладания с жизненными трудностями. Обсуждаются вопросы, связанные с оказанием помощи личности в стрессовых условиях,
Утверждается, что активное противостояние социальным стереотипам «старости», которые ориентируют человека на пассивность и ограниченность сознания узкой зоной повседневности, является основной задачей личности в период поздней жизни. Проводится мысль о том, что стареющий человек должен развивать свое будущее и препятствовать прошлому поглотить его актуальное, действенное настоящее. Доказывается, что условием продолжительности жизни, удовлетворяющей личность, становится выделение ею в окружении тех областей, в которых она сохраняет свою автономность, способность контролировать происходящие события и делать собственные выборы.
Советская психология с самого начала своего формирования уделяла особое внимание развитию методологических основ на базе диалектического материализма, считая разработку философских проблем залогом успешного построения и продвижения психологической теории.Методологические основы советской психологии включают систему взаимодополняющих методологических принципов, содержание которых постоянно обогащается по мере развития психологического знания и более глубокого овладения философией марксизма. Психологи ведут работу над принципами отражательной природы психики, диалектико-материалистического монизма, детерминизма, общественно-исторической обусловленности психики, сознания, личности человека. Проводятся дискуссии о содержании принципов развития, взаимообусловленности психики и поведения, сознания и деятельности человека, деятельностного подхода, о специфике системного подхода в психологии. Научная деятельность сектора философских проблем психологии Института психологии АН СССР в прошедшие десять лет развивалась в общем русле дальнейшей разработки этих принципов и поисков новых методологических приемов психологического исследования. В своей исследовательской деятельности мы руководствовались основополагающими решениями съездов КПСС, Постановлениями Пленумов ЦК КПСС, которые выдвинули перед советскими учеными задачи дальнейшего развития марксистско-ленинских основ науки, методологии конкретных наук, разработки проблем формирования нового человека социалистического общества, воспитания всесторонне и гармонически развитой личности строителя коммунизма, борьбы с буржуазной идеологией. В статье представлены некоторые результаты исследования, над которыми работали сотрудники сектора.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека