Установлено, что у детей с опытом проживания в депривационных условиях учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, присутствуют нарушения распределения паттернов привязанности и их улучшение в случае нахождения ребенка в замещающей семье (приемной, усыновителей). При этом частота проявлений разных типов привязанности зависит от множества факторов, требующих изучения. Актуальность настоящего информационно-аналитического обзора определяется значительным увеличением в Российской Федерации числа детей, проживающих в замещающих семьях и важностью, в связи с этим, исследования влияния ранней депривации на развитие у них привязанности, а также необходимостью знакомства профессионалов и родителей с особенностями привязанности детей с опытом институционализации. Цель первой части обзора ― анализ исследований привязанности у детей, оставшихся без попечения родителей и проживающих в организациях для сирот, проведенных с использованием валидных методов, основанных на наблюдении. Результаты исследований свидетельствуют о негативных изменениях в процессе формирования привязанности у детей в депривационных условиях. У них, по сравнению со сверстниками из биологических семей, значительно снижается частота проявлений безопасной и повышается частота проявлений дезорганизованной привязанности. Позитивные изменения распределения типов привязанности у детей, воспитывающихся в сиротских организациях, наблюдаются при улучшении их социально-эмоционального окружения.
Исследования привязанности в разных странах свидетельствуют о негативных изменениях распределения паттернов привязанности у детей в обстоятельствах социального риска и важности социально-экономических условий для формирования семейной жизни и моделей воспитания детей. В данной работе проведено сравнение распределения паттернов привязанности, полученных в трех исследованиях российских детей раннего возраста: в 1989 и 2017–2018 гг. до и после периода глубокого социально-экономического кризиса в российском обществе, и в 1999 — начале 2000-х к концу этого периода. Для исследования привязанности в каждой работе использовался классический метод “Незнакомая ситуация” с последующим выделением паттернов безопасного (В), небезопасных избегающего (А), тревожно-сопротивляющегося (С), а также дезорганизованного (D) видов. Результаты свидетельствуют о соответствии распределения паттернов привязанности у детей в российских семьях международно признанному распределению в исследованиях 1989 и 2017–2018 гг., и о негативных изменениях, по сравнению с результатами этих исследований, по данным 1999 — начала 2000-х гг.: снижение формирования паттерна В и увеличение С и D. Результаты исследований поддерживают необходимость благоприятных социально-экономических условий в обществе для формирования организованной привязанности и увеличения частоты формирования безопасного паттерна, влияющих на стабильность и безопасность жизни семьи, матери и ребенка.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека