Представлены результаты двух этапов лонгитюдного исследования мнемических способностей в период перехода от подросткового возраста к юношескому. Первый этап изучения количественного и качественного своеобразия мнемических способностей как орудийной основы памяти осуществлялся в 2009–2010 гг. Объем выборки — 96 школьников в возрасте 12–13 лет. На втором этапе в 2012–2013 гг. в эксперименте приняли участие 60 (из 96) ранее исследованных школьников в возрасте 15–16 лет. Исследование на первом и втором этапах осуществлялось с помощью методики диагностики мнемических способностей школьников. Показано, что мнемические способности в подростковом и юношеском возрастах имеют принципиально различную структуру, отличающуюся качественным составом мнемических действий и степенью взаимодействия разноуровневых механизмов: функциональных, операционных и регулирующих. Структура мнемических способностей подростков претерпевает существенные изменения вследствие усложнения мнемических действий, появления регулирующих механизмов и усиления их взаимодействия. Более половины школьников в возрасте 15–16 лет обладают высшим (четвертым) уровнем развития мнемических способностей в отличие от мнемических способностей 12–13-летних, качественные показатели которых распределяются от первого до третьего уровня развития. Сделан вывод о том, что развитие структуры мнемических способностей приводит к увеличению продуктивности запоминания с опорой на функциональные механизмы (продуктивности запечатления); продуктивности запоминания с использованием мнемических действий; к увеличению вероятности быстрого и точного запоминания благодаря системному взаимодействию функциональных, операционных и регулирующих механизмов. Делается вывод о том, что в этот период мнемические способности развиваются неравномерно и гетерохронно, проходя через стадии выраженной интеграции и дифференциации реализующих их механизмов.
Представлены результаты изучения структурной организации мнемических способностей пользователей с разной степенью погружения в виртуальную среду. Исследование осуществлялось с помощью методики диагностики мнемических способностей и теста интернет-зависимости К. Янг. Объем выборки – 120 студентов в возрасте 18–20 лет. Показано, что мнемические способности студентов с разной степенью погружения в виртуальную реальность отличаются продуктивностью, структурной организацией, качественным составом мнемических действий, теснотой взаимосвязей функциональных, операционных и регулирующих механизмов. Увеличение продолжительности ежедневной интернет-активности до 6 часов сопровождается интеграцией разноуровневых механизмов мнемических способностей. Рост интернет-активности до 9–12 часов в сутки приводит к ослаблению внутриструктурных связей мнемических способностей. Длительная (около 10 лет) и систематическая (от 3 до 6 часов в сутки) активность в виртуальной среде приводит к росту продуктивности запоминания; увеличение продолжительности ежедневного погружения до 9 часов приводит к снижению продуктивности запоминания невербального бессмысленного материала, обусловленного ослаблением взаимовлияния регулирующих и операционных механизмов. Длительная (около 10 лет) и систематическая (от 9 до 12 часов в сутки) виртуальная активность приводит к распаду функциональной системы мнемических способностей, проявляющемуся в снижении произвольности и продуктивности когнитивных способностей.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека