В контексте методологических разработок принципа субъекта, осуществленных С.Л. Рубинштейном и его последователями, проанализировано содержание категории субъекта, реально функционирующее в прикладной психологии применительно к профессиональной деятельности человека и его развитию в этой деятельности. Показано, что используемые определения субъекта не выходят за paмки постулата “специализации” и системы “человек и профессия”. Однако выявление нового качества субъекта, достигшего высокого профессионализма, требует выхода в иную систему - систему “человек и мир”, а также обращения к категории “онтологический субъект”. Лишь такой контекст анализа позволяет раскрыть тот спектр отношений с миром (действенных, познавательных, эстетических, этических), который начинает реализовывать в своей профессиональной деятельности специалист высокого класса.
Анализируются эмпирические данные о проявлении творчества в массовых профессиях, характеризующихся выраженным мысли тельным компонентом. Показывается неприменимость ряда параметров креативности, используемых в исследованиях познавательной деятельности человека. Предлагаются два интегральных параметра любого творчества; «открытость» субъекта внешнему миру и «выход за пределы» исходного уровня преобразования ситуации. Выявлена конкретная реализация этих параметров в трудовой деятельности, рассмотренной в трех основных планах: при построении специалистом системы своей деятельности в ходе профессиоиализации, в ситуации решения им отдельных задач, при эффективном противостоянии экстремальным условиям. Вводится понятие «продуктивной ошибки».
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека