В контексте методологических разработок принципа субъекта, осуществленных С.Л. Рубинштейном и его последователями, проанализировано содержание категории субъекта, реально функционирующее в прикладной психологии применительно к профессиональной деятельности человека и его развитию в этой деятельности. Показано, что используемые определения субъекта не выходят за paмки постулата “специализации” и системы “человек и профессия”. Однако выявление нового качества субъекта, достигшего высокого профессионализма, требует выхода в иную систему - систему “человек и мир”, а также обращения к категории “онтологический субъект”. Лишь такой контекст анализа позволяет раскрыть тот спектр отношений с миром (действенных, познавательных, эстетических, этических), который начинает реализовывать в своей профессиональной деятельности специалист высокого класса.
Анализируются эмпирические данные о проявлении творчества в массовых профессиях, характеризующихся выраженным мысли тельным компонентом. Показывается неприменимость ряда параметров креативности, используемых в исследованиях познавательной деятельности человека. Предлагаются два интегральных параметра любого творчества; «открытость» субъекта внешнему миру и «выход за пределы» исходного уровня преобразования ситуации. Выявлена конкретная реализация этих параметров в трудовой деятельности, рассмотренной в трех основных планах: при построении специалистом системы своей деятельности в ходе профессиоиализации, в ситуации решения им отдельных задач, при эффективном противостоянии экстремальным условиям. Вводится понятие «продуктивной ошибки».
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library