history of psychology
Проведено историографическое исследование проходившей в 1950 г. знаковой для психологии сессии Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР, посвященной проблемам физиологического учения академика И.П. Павлова. Противоречивый характер и неполнота представлений о сессии в историко-психологических работах отечественных исследователей при том значении, которое она имела для советской психологии, обусловливают актуальность разработки ее историографии. Проанализированы результаты сравнительно-диахронического исследования историографических представлений американских авторов о месте сессии в истории советской психологии. Приводится анализ содержания монографий Р.А. Бауэра (1952), Л. Грэхэма (1972), Л. Рамани (1973), А. Козулина (1984) и Д. Джоравски (1989), изданных в США за годы существования Советского Союза. Определяются особенности описания сессии как события научно-социальной жизни и этапа в развитии научных представлений советских психологов. Обнаружено, что при анализе интеллектуальной истории советской психологии данная сессия в большей степени оценивается положительно, тогда как при обращении к социальной истории советской психологии данная сессия оценивается в основном отрицательно. Американские исследователи представляют Павловскую сессию как событие внешне заданное и выбивающееся из единой логики развития советской психологии как науки о человеке и его психике. Вместе с тем, они вскрывают противоречие, обнаружившееся в ходе стимулированных сессией обсуждений: идеологический заказ ориентировал ученых на построение одновременно и марксистской (социологизаторской), и монистической (материалистической) психологии. Данные проведенного исследования позволяют обогатить историографию советской психологии альтернативными исследовательскими интерпретациями и свидетельствуют о перспективности разработки нового направления историко-психологическогоисследования — американской историографии советской психологии.
По результатам анализа работ, выполненных в рамках социальной психологии науки, делается вывод о недостаточной разработанности проблемы способностей руководителей научных коллективов. Обосновываются возможности, представляются и обсуждаются результаты историко-психологического контент-аналитического исследования свидетельств о личности и научном творчестве ведущих организаторов советской психологической науки. На материале воспоминаний учеников и коллег Г.И. Челпанова, В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и Б.Г. Ананьева выделены виды способностей руководителя научного коллектива. Предложена модель, включающая пять видов способностей, составляющих два блока, связанные, во–первых, с порождением нового научного знания (умственные и творческие способности), а, во–вторых, с организацией социально-ценной деятельности научного коллектива (педагогические, организаторские и морально-этические способности). Получены данные, свидетельствующие в пользу ведущего значения творческих способностей руководителей советских психологов для реализации ими исследовательского и организационного блоков ролевого поведения в научном коллективе. Выявлено, что значительное внимание в свидетельствах учеников и коллег уделяется педагогическим и морально-этическим способностям ведущих организаторов отечественной психологической науки. Советские психологи обретали в своих научных руководителях нравственный идеал, вдохновлявший, направлявший и объединявший их на основе ценностей социальной и личной ответственности ученого перед коллективом.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library