За последние 50 лет опубликовано огромное количество работ по изучению физиономических признаков полового диморфизма лица человека. Тем не менее, проблема соотношения реальной биологической маскулинности и её восприятия наблюдателем до сих пор не изучена полностью и остается одной из основных тем в антропологических и психологических исследованиях лица человека. Основные задачи указанных исследований касаются, прежде всего, выявления особенностей восприятия и оценки маскулинных черт представителями обоих полов в разных контекстах. В первой части настоящей статьи представлен обзор биологических аспектов данной проблематики. Рассмотрены две ведущие эволюционные теории на которых основана интерпретация большей части исследований маскулинности – “паразитная” теория Марлен Зак и Билла Гамильтона и теория иммунологической компетенции Ивара Фолстеда и Эндрю Картера. Приведен ряд параметров антропологического измерения маскулинности по тестостерон-зависимым чертам лица, включая признаки маскулинизации в пренатальном периоде, признаки полового диморфизма. Во второй части обзора освещены ключевые результаты по изучению восприятия маскулинности лица. Противоречивость результатов в оценках привлекательности и маскулинности лица объясняется не только кросс-культурными различиями изучаемых популяций, но и рядом факторов, которые влияют на восприятие и индивидуальные предпочтения человека. К последним относятся методические аспекты исследования – особенности стимульных материалов, а также, целый ряд других факторов – гормональный статус наблюдателя, его самооценка и мотивы восприятия, контекст в котором происходит восприятие и прошлый опыт.
Анализ новых данных, полученных в психологии (в том числе психофизиологии, кросскультурной психологии, психологии морали) и нейронауках нами и другими авторами при экспериментальных исследованиях научения, памяти и моральных решений, позволяет выделить направления исследований, развитие которых может быть полезно для совершенствования методов обучения и воспитания. Обсуждается проблематичность прямого, непосредственного переноса закономерностей, выявляемых в фундаментальной науке, в практическую область, и формулировка на их основе новых методов обучения и воспитания. Обосновывается положение о том, что переход от фундаментального знания к практике образования осуществляется эффективно при включении специального промежуточного этапа — прикладных исследований. Отмечены положения, сформулированные на базе исследований фундаментальной науки, и рассмотрены результаты ряда связанных с ними экспериментальных практико-ориентированных работ, проведенных нами в школах разных регионов совместно с учителями этих школ. Приведены варианты практических рекомендаций, вытекающих из результатов упомянутых работ. В заключение сопоставлено значение тактических и стратегических исследований применительно к достижению практико-ориентированных результатов и собственно научных, “внутренних” целей фундаментальной науки.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library