Творчество Ф.М. Достоевского значимо для разных сфер человековедения, в том числе для психологии. Объект настоящего исследования — творческое наследие Ф.М. Достоевского в его значении для психологии личности. Предмет — психологические типы, описанные в творчестве Ф.М. Достоевского. Целью явилось введение в научный оборот типологии, разработанной на основе авторской модели на примере творчества Ф.М. Достоевского. В задачи вошел анализ подходов к типологизаций его персонажей, реконструкция типологии личности в творчестве Достоевского, соотнесение данной типологии с типологией жизненных ориентаций, разработанной нами ранее. В процессе реконструкции духовно-ориентированной типологии персонажей Ф.М. Достоевского выделены духовно богатые, духовно противоречивые, духовно бедные типы. Данная типология согласуется с типологией жизненных ориентаций. Духовно богатые вмещают в себя всю полноту личностного бытия (“чистые сердцем”; “образы народной святости”; “русское иночество”, соответствие внутренне целостной личности). Духовно противоречивые пребывают в противоречии с собой и миром: а) гипертрофия эмоциональной сферы (“мечтатели”, “псевдоправедники”, соответствие типу “гармонизатор”); б) гипертрофия мыслительной сферы (“рациональные мыслители”, соответствие типу “пользователь”); в) гипертрофия волевой сферы (“рефлексирующие”, “деятели”, соответствие типу “ситуативно целостная личность”). Духовно ограниченные пребывают на периферии своего внутреннего мира (гипотрофия самости (“бедные люди”, “сластолюбцы”, соответствие типу “потребитель”) или в его чрезмерной самозамкнутости (гипертрофия самости (“гордецы”, “влюбленные”, соответствие типу “преобразователь”).
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library