Переход агрессии в “киберформу” ознаменовал интерес к тем социально-психологическим и пользовательским факторам и механизмам, которые стоят за рискованным и агрессивным онлайн-поведением. Способы поведения в ситуациях киберагрессии рассматриваются как один из результатов цифровой социальности, под которой понимается в том числе приобретаемая человеком в процессе межличностного онлайн-общения совокупность качеств и особенностей, связанных с принятием и соблюдением специфических норм цифровой среды и с выполнением на их основе различных социальных функций. Помимо задачи выявления социально-психологических факторов столкновения подростков и молодых людей с киберагрессией, через призму различных ролей в ситуации флейминга как наиболее часто встречающегося вида киберагрессии в статье анализируются особенности цифровой социальности, формирующейся в результате приобретения опыта социального онлайн-взаимодействия. 1554 подростка 12–17 лет, 736 молодых людей 17–30 лет и 1105 родителей подростков 12–17 лет из восьми федеральных округов России оценивали свой опыт и возможную реакцию на столкновение с флеймингом (на основе “ситуации-виньетки”), а также заполняли методики оценки пользовательской активности, соблюдения правил общения онлайн и офлайн, интернет-зависимости, личностных черт, толерантности, эмпатии, агрессивности. Согласно результатам, роль свидетеля агрессии — ведущая в онлайне у подростков и молодых людей — нередко недооценивается родителями подростков. Риск столкновения с флеймингом выше при более высокой пользовательской активности, особенно у подростков 12–13 лет, а наблюдение за онлайн-агрессией связано с меньшей толерантностью и сознательностью, меньшей готовностью соблюдать правила вежливого общения онлайн и офлайн, большей агрессивностью и нейротизмом. Выбор активной агрессивной роли связан с еще более высоким уровнем агрессивности и низким уровнем доброжелательности и толерантности, а выбор активной просоциальной роли — с более высокими показателями доброжелательности, эмпатии, толерантности и готовности соблюдать правила общения в реальной жизни и в интернете.
Подростки и молодежь как активные онлайн-пользователи сталкиваются с различными формами деструктивного поведения в сети, среди которых лидирует киберагрессия. Цель работы — выявление социально-психологических факторов столкновения подростков и молодых людей с троллингом, а также анализ (с учетом ролевой структуры ситуации) особенностей негативных проявлений цифровой социальности как результата накопления опыта социального взаимодействия онлайн. 1554 подростка 12–17 лет, 736 молодых людей 18–30 лет и 1105 родителей подростков 12–17 лет из восьми федеральных округов РФ оценивали свой опыт и возможную реакцию на столкновение с ситуацией троллинга, а также заполняли методики оценки пользовательской активности, соблюдения правил общения онлайн и офлайн, интернет-зависимости, личностных черт, толерантности, эмпатии, агрессивности. Результаты выявляют роль свидетеля троллинга как наиболее распространенную у подростков и молодежи, часто недооцениваемую со стороны родителей подростков. Более высокий риск столкновения с троллингом характерен для пользователей с более высокой цифровой активностью, особенно у подростков 12–13 лет. В качестве личностных характеристик, связанных с наблюдение за троллингом, выступают меньшая готовность соблюдать этикет при общении, меньшая толерантность и сознательность, большая агрессивность и нейротизм. Выбор роли “тролля” связан с более низким уровнем доброжелательности и толерантности и высоким уровнем агрессивности, а предпочтение активной просоциальной роли — с более высокими показателями эмпатии, толерантности, доброжелательности и готовности соблюдать правила общения онлайн и офлайн.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library