Обсуждаются феномен “компетенции” и компетентностный подход. На примере оценок менеджерами-экспертами российских компаний модели из 29 компетенций рассматриваются роль биологических (пол, возраст) и социальных факторов (стаж работы, опыт управленческой деятельности, занимаемая должность, карьера) в детерминации успешности деятельности субъектов. Представлены результаты эмпирических исследований и их поэтапный анализ: общей выборки (103 ч.), сотрудников одной организации (69 ч.), данных субъектов, исполняющих сходные рабочие функции: “результат-менеджеров” (51 ч.) и “процесс-менеджеров” (18 ч.). Показано, что: есть статистические различия в выборах (оценках, предпочтениях) компетенций представителями разных социальных групп; компетенции — это симптомокомплексы эксплицитных и имплицитных качеств; актуально значимые компетенции в восприятии менеджеров — ограниченное число (12–13). Констатируется: 1. Представляемые зарубежными и отечественными специалистами объяснения вки компетенций не согласованы между собой; по всем ключевым вопросам предлагаются разные концепции. Компетентностный подход есть множество исторически преходящих научных концепций масштаба “малых теорий”. 2. Компетенции есть многосоставные и многуровневые психологические образования, сложные симптомокомплексы качеств разной природы, эволюционирующих разностадийно, детерминированные разными факторами (биологическими и социальными), обеспечивающие разные уровни регуляции деятельности и поведения человека. В процессах эволюции субъекта компетенции и их компоненты переходят из эксплицитных качеств на уровень имплицитных. 3. Биологические факторы (пол, возраст) и социальные (общий стаж, стаж работы в должности, функциональные обязанности, социальные роли, успешность карьеры и др.) разнятся как детерминанты. Экстенсивный социальный опыт человека, отраженный в возрасте и стаже, уступает роли пола и интенсивного опыта, приобретаемого при выполнении определенных рабочих функций и социальных ролей.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека