Когнитивная психология, психология образования, обучение, возрастная психология, совместное внимание, атипичное развитие, окулография, айтрекинг, нарушенеи слуха
Статья посвящена исследованию дефицита совместного внимания при разных формах атипичного развития методом регистрации движений глаз. Для исследования участвовали дошкольники в возрасте 5−7 лет из разных клинических групп: типично развивающиеся (n = 20), с задержкой психического развития (по МКБ-10 класс F83) (n = 20), дошкольники с задержкой речевого развития (по МКБ-10 класс R47) (n = 20), с нарушением слуха (сенсоневральной тугоухостью, по МКБ-10 класс H90) (n = 10) и с нарушением зрения (амблиопия и косоглазие, по МБК-10 класс H53) (n = 20). Анализ контрастных групп позволил выделить как специфичные, так и универсальные проявления симптомов дефицита совместного внимания при разных формах атипичного развития. С помощью метода слежения за направлением взора проанализированы длительность и частота фиксаций, распределение фиксаций, зоны интереса, и выделены маркеры дефицита совместного внимания, препятствующие продуктивному взаимодействию ребёнка со взрослым. Описаны потенциальные механизмы атипичного совместного внимания: атипичная направленность взора; изменения в динамике оперативного поля зрения, длительности зрительного сосредоточения и точности фиксации элементов объекта. Показано, что время фиксаций в эпизодах совместного внимания может быть рассмотрено как прогностический маркер нарушения совместного внимания: совместное внимание связано не только с пространственными характеристиками зон интереса, но и с длительностью фиксаций на объекте (уменьшение/увеличении длительности фиксации).
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека