Распространение коронавирусной инфекции создает сложные условия жизнедеятельности общества, оказывая негативное воздействие на многие социальные сферы. Показано, что трудовой кризис, вызванный пандемией COVID-19, может увеличить глобальную безработицу, а как следствие, оказать негативное влияние на развитие экономики в целом, что повышает актуальность проблемы исследования. Авторами проведен анализ публикаций, посвященных исследованиям безработицы в разных отраслях науки, который позволил выделить различные социальные уровни ее негативного воздействия (глобальный, общегосударственный и региональный). В отдельную группу выделены работы по социально-психологическим проблемам безработицы. Выявлено, что социально-экономические или личностные особенности переживания безработицы в условиях пандемии коронавируса пока не стали значимым предметом фундаментальных исследований. В частности, в научной литературе не представлены факты, отражающие структуру переживаний пользователей. Анализ сообщений с форумов безработных и из социальных сетей позволил авторам констатировать высокую частоту рассуждений, связанных с безработицей как социальным явлением, неподдельное сожаление о высоком уровне образования многих безработных и болезненные переживания о низком качестве жизни. Частотный и смысловой анализ сообщений позволили также продемонстрировать представления о факторах, обусловливающих безработицу, которые чаще всего связываются с условиями социальной среды. Произведенный в работе анализ эмоционального фона сообщений показал отсутствие нейтральных или позитивных оценок безработицы (все оценки негативные). Высокая эмоциональная напряженность в оценке безработицы и ее последствий свидетельствует о выраженном снижении психологического самочувствия пользователей, что становится основанием для негативных суждений, в том числе и политического содержания.
В заключении отмечается, что исследование “цифровых следов” представляется весьма перспективным направлением изучения макропсихологических процессов.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library