Представлен информационно-аналитический обзор основных принципов, лежащих в основе разработки интерфейсов “мозг–компьютер”. В первой части обзора проводится анализ принципов, лежащих в основе интерфейсов с использованием регистрации электрической активности мозга. В качестве таких принципов рассмотрены: использование устойчивых зрительных вызванных потенциалов, медленных потенциалов коры, компонента Р300 и характеристик спектра электрической активности мозга. Анализ современных работ по данной тематике показывает, что современные технологии позволяют обеспечить достаточно высокую точность опознания управляющего сигнала в таких интерфейсах. Вместе с тем главной проблемой является медленная (по сравнению с традиционными интерфейсами) скорость генерации команд. Эта проблема является серьезным препятствием на пути внедрения технологии неинвазивных нейроинтерфейсов в область практического использования.
Представлена заключительная часть информационно-аналитического обзора принципов, лежащих в основе разработки интерфейсов “мозг–компьютер”. В данной части рассмотрены “зависимые” интерфейсы, основанные на видеорегистрации движений глаз (направления взора), регистрации электроокулограммы, а также на показателях оксигенации крови. Сделан вывод о том, что во всех приведенных исследованиях точность опознания управляющего сигнала редко падала ниже 60 %, а в некоторых случаях стремилась к более чем 90 %. На основе анализа принципов, представленных в двух частях обзора, делаются выводы относительно проблем, которые не позволяют технологии занять прочное место в нашей жизни — выйти на “плато продуктивности”. Предполагается, что основным препятствием, стоящим на пути развития ИМК технологии, является сосредоточенность разработчиков на показателях точности распознавания управляющего сигнала в ИМК системах без необходимого учета удобства и легкости взаимодействия пользователя с системой. Кроме того отмечено, что для реализации потенциала технологии “интерфейс мозг–компьютер” необходимо решить проблемы скорости передачи данных и предварительного обучения пользователя и компьютера.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library