Анализ новых данных, полученных в психологии (в том числе психофизиологии, кросскультурной психологии, психологии морали) и нейронауках нами и другими авторами при экспериментальных исследованиях научения, памяти и моральных решений, позволяет выделить направления исследований, развитие которых может быть полезно для совершенствования методов обучения и воспитания. Обсуждается проблематичность прямого, непосредственного переноса закономерностей, выявляемых в фундаментальной науке, в практическую область, и формулировка на их основе новых методов обучения и воспитания. Обосновывается положение о том, что переход от фундаментального знания к практике образования осуществляется эффективно при включении специального промежуточного этапа — прикладных исследований. Отмечены положения, сформулированные на базе исследований фундаментальной науки, и рассмотрены результаты ряда связанных с ними экспериментальных практико-ориентированных работ, проведенных нами в школах разных регионов совместно с учителями этих школ. Приведены варианты практических рекомендаций, вытекающих из результатов упомянутых работ. В заключение сопоставлено значение тактических и стратегических исследований применительно к достижению практико-ориентированных результатов и собственно научных, “внутренних” целей фундаментальной науки.
Представлены результаты исследования (на выборке представителей русскоязычной культуры N = 59) оценки вклада фактора острого введения алкоголя на показатели аналитичности–холистичности по шкале Аналитичности–Холистичности. Аналитичность–холистичность рассматривается нами как показатель, отражающий тип ментальности. В связи с тем, что имеются данные об избирательном угнетении этанолом у животных и человека активности нейронов наиболее дифференцированных систем, фактор введения алкоголя рассматривается нами как временная дедифференциация актуализированного в поведении индивидуального опыта. В результате было показано отсутствие достоверных сдвигов показателей аналитичности–холистичности при остром введении алкоголя. Также с помощью корреляционного анализа было показано, что распределение индивидов по аналитичности–холистичности воспроизводится в экспериментальных условиях по сравнению с контрольными. Делается вывод о том, что аналитичность и холистичность являются базовыми психологическими характеристиками, относящимися к опыту индивида как целому, а не к отдельным его компонентам.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека