Одной из задач современных теорий категоризации является поиск когнитивных функций, связанных с категориальным научением. Проведенное за рубежом исследование продемонстрировало связь между зрительным поиском и научением континуальной категории (категориальной репрезентацией): успешность зрительного поиска на основе категориальных правил с одним признаком не менялась с увеличением количества дистракторов, но снижалась в случае категориальных правил с интеграцией признаков. Целью настоящего исследования было выявление связей между успешностью зрительного поиска и научением дискретным категориям, чтобы проверить ранее полученный эффект на другом типе категорий — вербальных правилах (эксплицитный тип) и прототипах (имплицитный тип). Предполагалось, что, поскольку репрезентация в случае прототипов будет обладать более низким уровнем осознания, то успешность (поддержка) зрительного поиска на ее основе будет ниже, чем при формировании вербальных правил. Участники исследования (N = 121) выполняли задание на научение новой искусственной категории, принадлежащей к одному из двух типов правил и сразу после этого выполняли задание на категориальный зрительный поиск, в котором поиск целевого объекта задавался названием категории. Мы обнаружили, что после научения вербальному правилу, а также прототипу успешность зрительного поиска не снижалась с увеличением количества дистракторов. Также мы обнаружили, что чем выше уровень успешности научения новой категории, тем более эффективным был зрительный поиск вне зависимости от типа правила. Таким образом, мы впервые показали, что зрительный поиск может поддерживаться разными типами категорий, как эксплицитными, так и имплицитными. Мы объясняем настоящие результаты и их отличие от результатов предыдущего исследования тем, что категории, основанные на дискретных признаках (в отличие от континуальных), позволяют создавать более прочные репрезентации, которые легче использовать в таких некатегориальных заданиях как зрительный поиск.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library