В статье представлен анализ теории проблемных ситуаций А.М. Матюшкина с выявлением перспективных направлений ее развития. Актуальность исследования связана с изучением продуктивных форм мышления с позиции данной теории с использованием современных методов анализа и обработки данных. Представлены эмпирические исследования, направленные на процессуальное изучение компонентов психологической структуры проблемной ситуации. Цель исследования — выявление связей объективно и субъективно оцениваемой успешности решения проблемных задач с переживанием познавательной потребности в форме интеллектуальных эмоций и познавательными возможностями субъекта. Гипотезы: связь переживания познавательной потребности с успешностью зависит от этапа решения и содержания задачи; субъективная, процессуально оцениваемая успешность (в форме интеллектуальной эмоции уверенности) положительно связана с объективной в решении проблемных задач специалистами. В исследовании принимали участие 186 студентов (от 17 до 20 лет; 76 муж., 110 жен.), которые решали по четыре проблемных задачи различного содержания. В числе методик были использованы: тест интеллекта “Прогрессивные матрицы Равена”, опросник “Эмоциональный интеллект” Д.В. Люсина; “Сложные аналогии”, “Понимание смысла пословиц”, тест креативности Торренса “Завершение картинок”, шкала потребности в познании Качиоппо, тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра; тест знаний по общей психологии; авторские методики оценки форм переживания познавательной потребности; понимание смысла отрывка научного/художественного текстов. Показано, что несоответствие формы переживания познавательной потребности содержанию этапа сопряжено с неуспешностью решения; специалисты в решении научных проблемных задач, проявляя обоснованную интеллектуальную уверенность на этапах понимания и выдвижения гипотез за счет использования специальных знаний, успешно решают проблемные задачи в соответствии с объективными результативными критериями. Выявлены перспективные направления развития теории проблемных ситуаций в изучении продуктивного мышления в контексте проблем успешности решения проблемных задач: процессуальное переживание познавательной потребности, процессуальная субъективная и уровневая объективная оценка успешности решения, структура познавательных возможностей субъекта в связи с трудностью проблемной задачи.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека