Одним из важных аспектов эффективности работы памяти является невоспроизведение (забывание) ошибочной, травматичной или не значимой в данный момент информации. Поэтому особую важность имеет разработка методов, позволяющих контролировать и облегчать процесс забывания. Цель данной работы — изучение влияния систематических ментальных тренировок (медитации открытого мониторинга) на величину эффекта намеренного забывания. В экспериментальном исследовании участвовали 106 добровольцев (69 женщин, 18–35 лет). Интервенция предполагала прохождение курса из 30 медитаций открытого мониторинга или 30 псевдомедитаций. До и после интервенции измерялись: а) эффект намеренного забывания (с помощью метода “думать/не думать” с последующим опросом о предпочитаемых стратегиях намеренного забывания) и б) эффект Струпа (с помощью классического Струп-теста) для контроля влияния медитации открытого мониторинга на механизмы ингибиции, которые предположительно участвуют в проявлении лабораторного эффекта намеренного забывания. В контрольной группе участники не подвергались экспериментальному воздействию. Статистически значимого влияния ментальных тренировок на величины исследуемых эффектов обнаружено не было. Получены следующие статистически значимые результаты: в группе медитации после интервенции стратегии, препятствующие намеренному забыванию, стали использоваться реже, чем в группе псевдомедитации (p=0.009) и контрольной (p=0.007), а стратегии, фасилитирующие забывание, — чаще, чем до интервенции (p=0.013). Результаты свидетельствуют о необходимости дальнейшего изучения амнезогенного потенциала ментальных тренировок различного типа.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека