Дистанционное консультирование в последние годы приобрело популярность вследствие широкой доступности онлайн коммуникаций и уменьшения очных контактов из-за пандемии COVID-19. Однако языковые характеристики и особенности речевого взаимодействия при онлайн консультировании не являлись предметом специального исследования. Данная работа посвящена изучению модификации психотерапевтического дискурса при использовании дистанционных технологий. На предварительном этапе исследования с помощью анализа данных свободного интервью было показано, что есть четкое разделение психотерапевтического дискурса на две составляющие: высказывания психотерапевтов и высказывания клиентов. Ситуация онлайн консультации воспринимается как более сложная и напряженная, а изменения в дискурсе представляются как спонтанные копинг-стратегии: различные у психотерапевта и клиента речевые и поведенческие способы совладания с ситуацией. Основное исследование было посвящено анализу семантико-синтаксической структуры высказываний с помощью метода реляционно-ситуационного анализа (РСА). В ходе исследования сопоставлялись 4 корпуса текстов по 50 текстов в каждом: реплики психотерапевтов и клиентов при очном и онлайн консультировании. Сравнение реплик терапевтов, при очной и онлайн консультации показало, что имеются значимые различия по 49 различным показателям РСА. При сравнении реплик клиентов – по 52 показателям. Для обобщения полученных различий было проведено факторное сравнение структур методом объединения данных [pooled data method]. Полученные факторные решения были интерпретированы как композитные характеристики изменения психотерапевтического дискурса. Для высказываний психотерапевтов было описано 6 таких характеристик, для клиентов – 5. Выявленные изменения в психотерапевтическом дискурсе являются как речевыми компонентами стихийной копинг-стратегии по преодолению более напряженной и неопределенной ситуации онлайн консультирования, так и ее следствием.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library