В фокусе внимания данной статьи находится отражение в текстах социальных сетей интеллекта как способности. Авторами разрабатывается модель коммуникативных сред, согласно которой проявление интеллекта в сообщении зависит от коммуникативной ситуации, в которой передается информация. Таким образом, когнитивная сложность текстов является следствием не только от интеллектуальных способностей автора, но и его желания и возможностей адаптировать сложность сообщений к особенностям реципиента. В настоящей работе проанализированы данные индивидуальных профилей социальных сетей в сопоставлении с тестовыми оценками интеллекта пользователей, а также с аналогичными данными, полученными на региональном уровне. В исследовании приняли участие 438 испытуемых, которые выполняли тест интеллекта и предоставляли доступ к своим профилям в социальных сетях. Обнаружено, что по сравнению с пользователями ВКонтакте, пользователи Фейсбук в среднем обладают более высоким интеллектом, публикуют больше постов, содержащих текст, в целом реже публикуют сообщения. Значимых различий по характеристикам сообщений между двумя социальными сетями выявлено не было. Вместе с тем были продемонстрированы различия в характере связей интеллекта и когнитивной сложности сообщений для разных социальных сетей и для мужской и женской подвыборок пользователей. Корреляции оказались выше на региональном уровне по сравнению с индивидуальным, выше для Фейсбука по сравнению с ВКонтакте и выше для мужчин по сравнению с женщинами. Делается вывод, что показатели когнитивной сложности текстов из социальных сетей действительно отражают интеллект их авторов, однако степень этого отражения зависит от особенностей коммуникативной ситуации.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека