В настоящей статье приводится обзор современных исследований суицидальных мемов, их роли в формировании суицидальной идеации, а также их влияния на психическое здоровье интернет-пользователей в целом. Освещена модель “заражения самоубийством в киберпространстве” П. Марсдена, в рамках которой эмоциональная репрезентация самоубийства в меме становится ключевым фактором при оценке его суицидогенного потенциала. Анализируются существующие на данный момент классификации суицидальных мемов, оцениваются перспективы их дальнейшего уточнения и практического применения. Предлагается следующая теоретическая классификация суицидальных мемов: неюмористические “просуицидальные”, неюмористические “антисуицидальные” (например, используемые в антисуицидальных пабликах), юмористические. Выдвигаются гипотезы о том, что репрезентации суицида в юмористических мемах: 1) различаются в разных мемах; 2) определяются индивидуальным восприятием; 3) позитивная и негативная репрезентации должны присутствовать одновременно для достижения комического эффекта. Предполагается, что в случае с юмористическими мемами возникает более сложное восприятие самоубийства, которое может одновременно отражать и наличие суицидальных мыслей, и критическое отношение к ним. В статье анализируется ряд современных исследований, указывающих как на положительные, так и на отрицательные аспекты влияния суицидальных мемов на психическое здоровье. Делается вывод о том, что характер суицидальной репрезентации в меме не является единственным фактором, определяющим его суицидогенность.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека