Sc.D. (psychology), professor of RAS, Head of the Laboratory of Personality Psychology of Institute of Psychology of RAS, Leading Researcher of the School of Anthropology of the Future at RANEPA
Sc.D. (psychology), professor of RAS, Head of the Laboratory of Personality Psychology of Institute of Psychology of RAS, Leading Researcher of the School of Anthropology of the Future at RANEPA
Текст представляет собой дискуссионный отклик на коллективную монографию “Научные подходы в современной отечественной психологии”. Замысел редакторов издания и авторов обобщающей вводной главы интерпретируется как задел для формирования методологических оснований системы межпарадигмальной коммуникации и координации. Формулируется догадка о том, что за метафорой межпарадигмальных “мостов” стоит категория субъекта, которая мыслится авторами в качестве потенциального связующего звена между подходами. Обсуждается актуальный в контексте социальной ситуации организационного плюрализма современной психологии запрос на рефлексию смыслообразующего и структурирующего вклада личности исследователя в научную деятельность, что проявляется в стандарте “заявки позиции”. Утверждается, что интериоризированная методология является атрибутом личности ученого. Причем рефлексия авторской пристрастности не препятствует налаживанию межпарадигмального полилога, а, наоборот, повышает способность к “научной эмпатии”. Предлагаются три варианта межпарадигмального взаимодействия, которые, по моему мнению, поддерживают развитие самобытных исследовательских подходов. “Сосредотачивающее” движение направлено на удержание аутентичных признаков оригинальной версии композита всех уровней оригинальной методологической платформы психологии, что воплощается в репликации на новом материале “фирменных” достижений подхода. “Генерализующее” движение состоит в ассимиляции достижений иных подходов в статусе аналогов (т.е. имеющих разнородное происхождение, но ведущих к идентичным следствиям) “внутренних” достижений. Наконец, движение, условно названное “экуменическим”, заключается в интеграции исторически дифференцированных подходов в более крупные методологические кластеры на основании единства общенаучных принципов и философских источников, что ведет к их взаимному усилению.
Индексирование
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation