Проблема профессиональной психологической помощи ветеранам боевых действий актуализировалась в связи с масштабами и интенсивностью ведения специальной военной операции. Несмотря на массовую практику и значительный опыт оказания психологической помощи ветеранам боевых действий, научно обоснованной такую работу в настоящий период можно признать лишь отчасти. Однако в процессе накопления опыта, являющегося необходимым этапом выявления и осмысления существующих в этой области проблем, уже возможна научная проблематизация рассматриваемой сферы деятельности. Очевидно, что ряд применяемых подходов и практик требует научной экспертизы, осмысления и пересмотра, знания, накопленные в данной области, нуждаются в анализе, систематизации и целенаправленном пополнении. Научная проблематизация практики профессиональной психологической помощи ветеранам боевых действий будет способствовать мобилизации научного сообщества и координации усилий исследователей в создании надежной и актуальной научной базы для эффективного ведения такой работы. В статье обозначены основные проблемы, пробелы и затруднения, имеющиеся в наличном знании о негативных психологических последствиях, наблюдаемых у ветеранов боевых действий, а также об оказании им профессиональной психологической помощи. К числу основных проблем отнесены: 1) классификация негативных психологических последствий пребывания в зоне боевых действий; 2) дифференциация подходов к работе с комбатантами, переживающими различные неблагоприятные последствия боевых действий; 3) оптимизация вмешательства специалистов по психологическому здоровью в процесс естественной реабилитации и реадаптации ветеранов; 4) трудности вовлечения ветеранов в психотерапевтический процесс; 5) предотвращение реадаптационной психотравматизации ветеранов после возвращения в гражданское общество; 6) сложности конструктивной ресоциализации психически благополучных ветеранов. Перспективой системного решения названных проблем и развития данной области психологической практики может стать их систематизация в рамках отрасли психологических знаний, которая может быть обозначена как “поствоенная психология”.
Индексирование
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation