PhD (Psychology), Researcher at the Laboratory “Psychology and Psychophysiology of Stress Resistance and Creativity”, Associate Professor of the Department of Psychology of Management and Law Enforcement Activities
PhD (Psychology), Researcher at the Laboratory “Psychology and Psychophysiology of Stress Resistance and Creativity”, Associate Professor of the Department of Psychology of Management and Law Enforcement Activities
Современная культура развивается в направлении увеличения разнообразия, сложности и неопределенности. В этих условиях успешность адаптации и преадаптации субъектов, сообществ связывается с поддержкой индивидуального своеобразия, ценностей творческого самовыражения, массовой креативности. Анализируются исследования креативности, в которых обозначена значимость выявления общего и специфического в различных сферах и уровнях креативности, изучения индивидуального своеобразия когнитивных и личностных ресурсов креативности, их вклада в достижения субъектов; рассматриваются варианты интегративного и дифференциально-психологического подходов. Цели исследования – для обоснования типологически фокусированного интегративного подхода к исследованию креативности определить универсальные факторы креативного мышления и универсальные факторы креативной личности, учитывающие соотношение инновационного и адаптационного параметров как оснований для дифференциации типов; определить варианты последующей интеграции (в пределах типов) универсальных и специфических социокультурных ресурсов креативности субъектов. На основе анализа исследований креативности на различных возрастных, профессиональных, культурных выборках выявлены универсальные факторы креативного мышления (беглость, гибкость, оригинальность, разработанность) и универсальные факторы креативной личности (открытость опыту, экстраверсия, внутренняя мотивация, рефлексия). В исследованиях выявлены факторы более высокого порядка: компоненты структуры инновационного и адаптационного факторов рассматриваются как основания дифференциации типов креативности. На основе анализа интегративных подходов к изучению креативного мышления и креативной личности определены варианты интеграции универсальных и специфических социокультурных, метакогнитивных свойств, задающих специфику исследуемых возрастных, профессиональных и культурных выборок. Обоснован типологически фокусированный интегративный подход, который включает: определение параметров дифференциации типов креативности на основе анализа универсальных факторов креативности субъектов; определение вариантов интеграции универсальных и специфических социокультурных параметров на основе анализа специфических социокультурных ресурсов субъектов. Типологически фокусированный интегративный подход ориентирован на выявление ресурсов массовой креативности субъектов различных сфер профессиональной деятельности и повседневной жизнедеятельности, индивидуальных ресурсов развития креативной одаренности.
Индексирование
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation