- Код статьи
- S013038640001572-7-
- DOI
- 10.31857/S086956870001572-7
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск 5
- Страницы
- 77-88
- Аннотация
- Ключевые слова
- Дата публикации
- 12.10.2018
- Всего подписок
- 10
- Всего просмотров
- 3479
Библиография
- 1. История Бурятии. В 3 т. Т. 3. Улан-Удэ, 2011. С. 267–268.
- 2. Монгуш М.В. История буддизма в Туве (вторая половина VI – конец ХХ века). Новосибирск, 2001.
- 3. Чимитдоржин Д.Г. История буддийской церкви в Бурятии. 1945–2000 гг. Автореф. дис. … канд. ист. наук. Улан-Удэ, 2005.
- 4. Историко-культурный атлас Бурятии. М., 2001. С. 432–436.
- 5. Гелугпа (от тибет. «Гелуг») – одна из четырёх главных линий преемственности тибетского буддизма. Часто называется также школой «жёлтых шапок». Делает особый упор на изучение текстов, монастырскую традицию, использует тантрическую практику. Для учения характерна развитая ритуальность и подчинение ученика учителю – ламе.
- 6. Очиров У.Б. Межконфессиональные отношения и религиозная ситуация в Калмыкии в 1917–1920 гг. // Вестник РУДН. Сер. История России. 2006. № 1(5). С. 72.
- 7. Государственный архив республики Бурятия (далее – ГА РБ), ф. Р-1857, оп. 1, д. 24, л. 2.
- 8. Cангха (от санскрита «собрание, множество») – буддийская община как единое сообщество верующих, живущих в разных странах.
- 9. Кенин-Лопсан М.Б. Шаманский фольклор в центре Азии (Центр архивных документов партий и общественных организаций Центрального государственного архива республики Тыва (далее – ЦАДПОО ЦГА РТ), ф. 359, оп. 1, д. 5, л. 28).
- 10. Бурханизм – алтайская традиционная политеистическая религия, включающая элементы ламаизма и шаманизма.
- 11. Насонов А.А. Ламаизм в межконфессиональном взаимодействии на юге Западной Сибири (вторая половина XIX – первая треть XX в). Кемерово, 2013. С. 65, 102.
- 12. Зберовская Е.Л. Калмыки-спецпереселенцы в Сибири: проблемы сохранения этнической идентичности в условиях депортации // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2013. № 3. С. 48–49.
- 13. Из истории религиозных конфессий Бурятии. ХХ век. Сборник документов. Улан-Удэ, 2001. С. 145–146.
- 14. Монгуш М.В. История буддизма в Туве… С. 138.
- 15. Бадмаева Е.Н. Религиозная политика советского государства в период нэпа: на примере Калмыцкой автономной области // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2009. № 1(56). Т. 9. С. 113.
- 16. Синицын Ф.Л. Советское государство и буддисты: 1925–1946 гг. // Российская история. 2013. № 1. С. 75.
- 17. Архивные документы и материалы // Одинцов М.И. Власть и религия в годы войны. М., 2005. С. 473–474.
- 18. Овчинников В.С. Борьба КПСС с идеологией ламаизма. Автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 1969. С. 25.
- 19. Хамбо-лама – титул главы некоторых региональных буддийских организаций.
- 20. Пубаев Р.Е. Формирование научного мировоззрения и задачи научно-атеистического воспитания (ГА РБ, ф. Р-1857, оп. 1, д. 208, л. 51).
- 21. Из истории религиозных конфессий Бурятии… С. 146.
- 22. Дандарон Б.А. Письма о буддийской этике. СПб., 1997. С. 6.
- 23. В современном Буддийском университете в Бурятии студентов принимают после 9-го класса (15–16 лет) по результатам собеседования, экзаменов на грамотность и предоставлении справки о психическом здоровье. Срок обучения восемь лет, после чего студент-хуварак получает посвящение в ламы и может быть зачислен в штат одного из дацанов, вести частную практику или продолжить образование в Монголии или Индии.
- 24. Аймак (от монг. «аймаг», кирг. «аймак») – административная единица в Монголии, ряде регионов России, КНР, Киргизии.
- 25. Историко-культурный атлас Бурятии. М., 2001. С. 433–434.
- 26. Жамсуева Д. Правовой статус буддийской конфессии бурят в системе российской государственности // Власть. 2008. № 11. С. 65.
- 27. Улус (от монг. «Улс», бур. «Улас») – аналог района.
- 28. Из истории религиозных конфессий Бурятии… С. 147, 152.
- 29. ЦАДПОО ЦГА РТ, ф. 2, оп. 1, д. 210, л. 92.
- 30. Потапова Н.В. Религиозная жизнь Сахалина (во второй половине ХIХ – начале ХХI вв.). Дис. … канд. ист. наук. Южно-Сахалинск, 2004. С. 149–150.
- 31. РГАСПИ, ф. 17, оп. 132, д. 285, л. 203.
- 32. Потапова Н.В. Религиозная жизнь Сахалина… С. 150.
- 33. Государственный архив Читинской области (далее – ГА ЧО), ф. П-3, оп. 7, д. 189, л. 124.
- 34. ГА РБ, ф. Р-1857, оп. 1, д. 33, л. 23.
- 35. Далай-лама – духовный лидер тибетского народа.
- 36. Горбатов А.В. Государство и религиозные организации Сибири в 1940–1960-е гг. Дис. … д-ра ист. наук. Кемерово, 2009. С. 379–383.
- 37. ГА РФ, ф. Р-6991, оп. 4, д. 126, л. 2–10.
- 38. Хамбо-лама – титул главы некоторых региональных буддийских организаций.
- 39. ГА РФ, ф. Р-6991, оп. 4, д. 126, л. 4.
- 40. Там же, д. 127, л. 86.
- 41. ГА РФ, ф. Р-6991, оп. 4, д. 127, л. 51; о деятельности спецслужб в вероисповедной политике см. подробнее: Горбатов А.В. КГБ и религиозные организации в Сибири // Вопросы истории. 2008. № 6. С. 128–132.
- 42. ГА РФ, ф. Р-6991, оп. 4, д. 127, л. 51.
- 43. Там же, д. 126, л. 47.
- 44. ГА РБ, ф. Р-1857, оп. 1, д. 24. л. 4.
- 45. Там же, л. 11.
- 46. ГА РФ, ф. Р-6991, оп. 4, д. 428, л. 8.
- 47. ЦАДПОО ЦГА РТ, ф. 2, оп. 1, д. 769, л. 22; ГА РБ, ф. Р-1857, оп. 1, д. 208, л. 52.
- 48. Монгуш М.В. История буддизма в Туве… С. 122.
- 49. ГА ЧО, ф. П-3, оп. 3, д. 14, л. 1.
- 50. ГА РБ, ф. Р-1857, оп. 1, д. 24, л. 10–11.
- 51. РГАСПИ, ф. 17, оп. 132, д. 497, л. 62.
- 52. ГА РБ, ф. Р-1857, оп. 1, д. 24, л. 8–9; д. 58, л. 1–2.
- 53. Там же, д. 48, л. 4.
- 54. Обо (от монг. «Овоо») – святилище, местопребывание духов-хозяев местности, в традиционной форме представляют собой кучи из камней или деревья, украшенные лентами.
- 55. Кочетов А.Н. Ламаизм. М., 1973. С. 182.