- Код статьи
- S0132-16250000354-5-1
- DOI
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том 404 / Номер 12
- Страницы
- 65-78
- Аннотация
- Основываясь на данных ежегодных исследований и мониторинга Института социологии РАН, автор анализирует влияние недавно завершившегося экономического кризиса на уровень удовлетворенности россиян своей жизнью. В статье показана динамика общих оценок жизни россиян за период с 1997 по 2017 гг., определена степень этой удовлетворенности, влияние на нее последних социально-экономических кризисов (2008–2009 и 2014–2016 гг.). Проанализировано, как удовлетворенность жизнью в целом взаимосвязана с удовлетворенностью разными сферами жизни россиян. Такие характеристики, как «материальная обеспеченность», «питание» и «одежда», а также «жилищные условия» и «состояние здоровья» являются ключевыми в ее формировании. В то же время удовлетворенность жизнью меньше всего связана с возможностями «реализовать себя в профессии», «получить образование и знания», «проведения досуга» и «отдыха в период отпуска». Выделены сферы, которые более стабильны и менее подвержены внешним воздействиям: «отношения в семье», «возможности общения с друзьями» и «положение (статус) в обществе». Основные выводы представлены в построенных моделях – «Модель хорошей жизни» и «Модель плохой жизни». В основе этих противоположных полюсов лежат, с одной стороны, модернистские воззрения и устремления (сложная модель потребностей), а с другой, – традиционалистские. Показано, что «пульсация» (рост/сокращение) личных потребностей в зависимости от макроэкономических условий – эффективный социально-психологический механизм, давно сложившийся в российской культуре, который обеспечивает успешную психологическую адаптацию россиян к кризису.
- Ключевые слова
- удовлетворенность жизнью, кризис, материальное благополучие, среда обитания, социальные связи, досуг, самореализация, «Модель хорошей жизни», «Модель плохой жизни»
- Дата публикации
- 01.12.2017
- Всего подписок
- 4
- Всего просмотров
- 527