Социология в Гонконге: вызовы и перспективы
Социология в Гонконге: вызовы и перспективы
Аннотация
Код статьи
S013216250010723-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Цзинь Цзюнькай  
Должность: младший научный сотрудник; научный сотрудник
Аффилиация:
Пекинский университет, Гуманитарный институт медицины
Социологический институт ФНИСЦ РАН
Адрес: Китай, Пекин
Дерюгин Павел Петрович
Должность: профессор факультета социологии
Аффилиация:
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет (ЛЭТИ им. Ленина)
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Веселова Людмила Сергеевна
Должность: доцент
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Лебединцева Любовь Александровна
Должность: доцент факультета социологии
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Выпуск
Страницы
128-138
Аннотация

Гонконг конца XX – начала XXI вв. вызывает интерес у российских и западных исследователей, как и в целом развитие китайской социологии, что объясняется специфическими особенностями появления и становления в этих районах социологической науки. Эти процессы явно отличаются от трендов и закономерностей, которые были характерны для зарождения и становления европейской, американской, или российской социологии. Специфика становления социологии здесь была продиктована спецификой китайского общества, особенностями его традиций и мировоззренческих позиций китайской науки. В последнее время на русском языке опубликован ряд работ, посвященных социологии в китайском мире, но практически отсутствует информация о социологии в Гонконге, которая занимает особое место и играет важную роль в развитии китайской социологии в целом. Социология в Гонконге выступает связующим звеном между мировой социологией и социологией материкового Китая, она связана с социологией Тайваня и с исследованиями Североамериканской ассоциации китайских социологов, наконец, она сложилась как неотъемлемая часть китайской социологии. Российскому социологическому сообществу практически неизвестна социология Гонконга. Поэтому авторы осознанно стремились предложить читателям преимущественно фактический информационный материал.

Ключевые слова
социология, Гонконг, периоды развития, китайская социология, социология КНР
Источник финансирования
Исследование выполнено при поддержке РФФИ в рамках проекта № 19-29-07443.
Классификатор
Получено
31.07.2020
Дата публикации
18.12.2020
Всего подписок
4
Всего просмотров
64
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1

Введение.

2 В Гонконге до основания КНР (1949) социология была забытой областью науки. Хотя в 1911 г. был основан Гонконгский университет, социология не была включена в университетскую программу, социологические исследования не проводились [李沛良, 1994]. Начало формирования социологии в Гонконге произошло главным образом потому, что после основания КНР западные исследователи не имели возможности проводить социологические и антропологические исследования на территории материкового Китая. Гонконг, который в 1841 г. был захвачен Великобританией и стал ее колонией, исполнял роль экспериментального поля изучения Китая западными социальными антропологами. В целом процесс развития социологии в Гонконге можно разделить на этапы: период формирования – «трансплантация»; период начала институционализации – «локализация»; период расширения горизонтов – «экспансия» и современный период.
3 История развития социологии в Гонконге не освещена в российских востоковедческих и социологических исследованиях, отсутствуют публикации на русском языке по данной тематике. За последние более чем сорок лет практически нет системных исследований и развернутых аналитических статей и на западноевропейских языках. Среди западных исследователей, которые изучали развитие социологии в Гонконге, работы Д. Подмора, М. Топли, М. Фридмана, И. Джарви и др. [Podmore, 1975; Topley, 1969; Freedman, 1962; Freedman, 1963; Jarvie, 1969]. Китайские исследователи также создали ограниченное число работ на данную тему. Среди китайских социологов, которые внесли вклад в исследование и изучение развития социологии Гонконга, стоит выделить профессора Ли Пэйляна (на англ. яз. Lee Rance Pui Leung, кит. имя 李沛良)1. В 1984 г. он стал профессором социологии в Китайском Университете Гонконга, специализировался на количественных методах и проведении опросов. Его статьи публиковались в социологических журналах КНР («Социологические исследования» и «Общество»). В них он старался донести до коллег-социологов Китая информацию о развитии гонконгской социологии и результаты исследований коллег из Гонконга [李沛良 1981, 1994, 1995]. В Ли Пэйлян представил западному миру информацию о социологии в Гонконге [Lee, 1987].
1. В 1965 г. Ли Пэйлян окончил гонконгский колледж Чунг Чи по специальности социология, продолжил образование в США в Университете Питтсбурга, где в 1968 г. получил степень PhD. В Гарвардском Университете исследовал влияние социальных факторов на психические заболевания, а после окончания обучения вернулся в Гонконг и начал преподавать в Китайском Университете этого города. Он был самым молодым преподавателем с докторской степенью на факультете. Его научными интересами были развитие традиционных и современных медицинских услуг, социокультурные факторы психического здоровья китайцев, семейные проблемы и социальные сети в Гонконге и соседних районах.
4

Период формирования – «трансплантация» гонконгской социологии (1950 – середина 1960-х гг.).

5 Социология в Гонконге – результат привнесения социологического знания извне. Как минимум два обстоятельства сыграли решающую роль: с одной стороны, социология возникает как результат подвижнических усилий прибывших с материкового Китая китайских ученых; с другой – благодаря проведению ряда исследований, которые осуществлялись западноевропейцами и американцами. До ХХ в. Гонконг представлял собой бедную рыбацкую деревушку, в которой проживали иммигранты из других китайских городов и из других стран. Развитие Гонконга не могло не вызывать интерес к формирующейся социальности нового типа, интегрирующей достоинства восточного и западного стилей жизни.
6 Образование в 1949 г. Китайской Народной Республики и гражданская война в значительной мере ограничили возможности исследований на территории материкового Китая. Отдельные китайские ученые обосновались в Гонконге. Благодаря их усилиям был основан ряд колледжей: Новый Азиатский колледж (New Asia College), колледж Чунг Чи (Chung Chi College), Объединенный колледж Гонконга (United College) и Гонконгский баптистский колледж. В 1951 г. в расписание колледжа Чунг Чи было введено преподавание социологии, главным направлением в преподавании социологии стало изучение трудов и исследований китайских социологов У Вэньцзао (吴文藻), Сунь Бэньвэна (孙本文), Чэнь Да (陈达), Фэй Сяотуна (费孝通) и т.д. [Lee, 1987]. Изучение наследия этих ученых можно считать началом становления социологической науки в Гонконге и началом формирования здесь традиций социологии. Позже к изучению и преподаванию социологии приступили в других колледжах: Объединенном колледже Гонконга и Гонконгском баптистском колледже (1956), Новом Азиатском колледже (1959). Энергия ученых-иммигрантов была направлена на преподавание, во многом из-за отсутствия поддержки полевых исследований со стороны властей, но и по причине малочисленности и необходимости уделять много сил и времени обучению студентов [李沛良,1994: 2].
7 Для западных ученых-социологов Гонконг стал своеобразной «отдушиной»: эта территория находилась под юрисдикцией Великобритании и не была затронута политическими процессами, что давало возможность проводить здесь исследования. Поскольку Гонконг представлял собой китайское общество «в миниатюре», постольку помимо антропологических исследований местных жителей, их традиций и обычаев, можно было изучать социальные слои, группы, социальную стратификацию китайского общества того времени и т.д. В Гонконге существовали сельскохозяйственные районы, их жители сохраняли культуру и уклад традиционного китайского общества. В начале 1960-х гг. западные ученые выбирали эти сельские районы для проведения полевых исследований методами включенного наблюдения, интервью с целью понять и систематизировать знания об организации жизни традиционного китайского общества, в частности, клановой системы китайцев, структур власти, общности ценностей, религиозных верованиях, понятий фэншуй, инь-ян и пяти элементов, изменений в экономической жизни общества, питания, медицинского обслуживания и т.д. [李沛良, 1994: 1–14].
8 В 19501960-х гг. североамериканские социологи и антропологи чаще выбирали Тайвань для проведения полевых исследований. Согласно Д. Подмору, существовало три причины для этого: (1) в то время в большинстве американских университетов для преподавания китайского языка была выбрана версия «путунхуа» (впоследствии официальный государственный язык КНР). На Тайване был распространен язык путунхуа, в отличие от Гонконга, где более 80% жителей говорили на кантонском диалекте, языковой барьер осложнял работу исследователей; (2) Гонконгские колониальные власти не всегда разрешали проводить, например, американцам исследования на своей территории. На Тайване власти поощряли исследования американских ученых [Podmore, 1975: 90]; (3) население Гонконга, с определенного времени в большинстве своем городское сообщество, испытывало интенсивные европеизацию и индустриализацию и не могло в полной мере представлять китайское общество.
9 Вследствие указанных причин лишь с середины 1960-х гг. исследования в Гонконге приобретают масштабный системный характер. Начинает прослеживаться преемственность результатов исследований, в особенности это касается работ Фридмана: он своими исследованиями смог привлечь внимание западных ученых к Гонконгу и вдохновить их проводить исследования в этом регионе [Freedman, 1962; 1963; 1964]. Начиная с середины 1960-х гг. власти Гонконга стали поддерживать социальные исследования, финансировать их через фонды, обеспечивая политическую и экономическую поддержку развития местной социологии. Это коснулось университетов и колледжей, где были созданы факультеты социологии и исследовательские центры, обеспечившие академическую базу развития социологии.
10

Период начала институционализации – «локализация» (19601970).

11 Второй период развития социологии в Гонконге начался с середины 1960-х гг. и продлился до конца 1970-х гг., в этот период произошла институционализация социологии наметились тенденции ее локализации. В Гонконгском университете изучение социологии было организовано в 1952 г., факультет социологии был создан в 1967 г. Все дисциплины преподавались на английском, преподаватели-иностранцы составляли примерно половину профессорско-преподавательского состава.
12 Главным моментом начала институционализации социологии в Гонконге стало открытие в Китайском университете Гонконга (1965) совета по социологии, который координировал работу по социологическому обучению в трех колледжах Новом Азиатском колледже, колледже Чунг Чи и Объединенном колледже Гонконга. В состав совета вошли преподаватели социальных наук, работавшие в этих учебных заведениях. В 1977 г. Китайский Университет Гонконга объединил преподавателей колледжей в факультет социологии. В 1990 г. был официально открыт Колледж Шоу (逸夫书院) четвертый колледж Китайского Университета Гонконга, где преподавали социологию. Профессора и студенты Колледжа Шоу, изучавшие социологию, стали частью факультета социологии университета. Преподавание социологии велось на китайском языке. Так сложилась базовая организационная структура социологической науки, ориентированной на исследования китайского общества и специфики понимания в нем социологии.
13 Во многом благодаря усилиям американского социолога китайского происхождения Ян Цинкуня (杨庆堃) (19111999) исследования были направлены на изучение специфики китайского общества, на освоение результатов развития мировой социологии. Ян Цинкунь учился в Яньцзинским университете, и был лично знаком с Фэй Сяотуном, одним из самых известных социологов Китая. Заслуга Яна в том, что он сформировал единые учебные программы преподавания социологии в Гонконге: программа подготовки включала возможность приглашения американских ученых читать курсы лекций по социологии; студенты и выпускники могли быть рекомендованы для обучения в США.
14 В середине 1960-х гг. Китайский университет Гонконга начал организовывать исследовательские учреждения. Колледж Чунг Чи организовал «Центр исследования деревни» (农村研究中心), который проводил полевые тематические исследования развития сельских районов, пострадавших от урбанизации и индустриализации. Объединенный колледж Гонконга открыл «Центр городских исследования» (都市研究中心), который проводил выборочные исследования семейной жизни и организаций. В Новом Азиатском колледже открылась «Социологическая лаборатория» (社会学实验室), которая сосредоточилась на исследованиях социальной работы, моделях взаимодействия членов малых групп. В 1969 г. эти три исследовательских центра объединились в «Центр социальных исследований».
15 Социология преподавалась и в частных колледжах: в Гонконгском Баптистском Коллеже (香港浸会学院, англ. название Hong Kong Baptist College), крупнейшем частном колледже Гонконга, в Гонконгском колледже Сюянь (香港树仁学院, англ. название Hong Kong Shue Yan College). В 1956 г. при Гонконгском Баптистском Коллеже был создан департамент социологии, который изначально относился к факультету искусств, но в 1970 г. был реорганизован в социологический факультет.
16 Медленнее развития социологии как науки происходила институциализация рассматриваемой сферы. Созданное в 1966 г. Гонконгское социологическое общество (香港社会学学会), просуществовав шесть лет, в 1972 г. приостановило деятельность до 14 ноября 1998 г., возможно, из-за небольшого количества членов. До начала XXI в. гонконгский социологический мир не имел своих профессиональных журналов. Социологи публиковались в журналах социальной направленности. Ближе всего среди таких местных журналов были журнал «Journal of the Hong Kong Branch of the Royal Asiatic Society» и журнал «Journal of Oriental Studies». В этих журналах социологи-исследователи из Центра азиатских исследований Гонконгского университета (香港大学的亚洲研究中心), их коллеги из Центра социальных исследований Китайского университета Гонконга (香港中文大学的社会研究中心) публиковали доклады и монографии по местным проблемам. Многие гонконгские социологи и их западные коллеги предпочитали публиковать результаты своих трудов в британских, американских социологических журналах. Профессора гонконгских университетов часто издавали монографии по вопросам социального развития Гонконга в издательстве Оксфордского университета.
17 Анализ проблематики этих публикаций, проделанный Д. Подмором, наглядно показывает характерные особенности и черты статей гонконгской социологии и антропологических исследований. До 1973 г. этот перечень содержит 349 статей [Podmore, 1975]. Статьи можно разделить на несколько направлений: антропологические полевые исследования новых территорий и традиционные китайские обычаи и практики; социальные измененич; социология семьи; вопросы урбанизации; демографические исследования; социология промышленности; вопросы миграции и проблема беженцев; социология образования и др. В завершении исследования Д. Подмор делает вывод, что Гонконг в 5070-е гг. ХХ в. не был лишен внимания мирового социологического сообщества, и ему было посвящено много исследований. Однако эти исследования не повлияли ни на становление гонконгской социологии, ни на ее содержание, т.к. не были представлены в китайских научных журналах, были направлены «вовне» и являлись достоянием скорее западного, чем китайского, мира.
18 К 1979 г. на факультетах социологии учебных учреждений Гонконга работало 46 штатных сотрудников, из которых 22 преподавали в двух университетах, а 24 в двух частных колледжах. Среди преподавателей большую часть составляли китайцы [Lee, 1987]. Их усилиями с 1960-х гг. начали проводиться социальные исследования в масштабах всей территории, что стало поворотным моментом в формировании местной социологии. В 1966 г. администрация Гонконга поддержала Центр социальных исследований при Китайском Университете Гонконга, выделив средства на проведение исследования «Городская семейная жизнь в Гонконге». Это был первый в истории социологии Гонконга крупномасштабный выборочный опрос (более 4 000 жителей Гонконга, состоящих в браке), ответственным за его проведение был американский социолог Р.Э. Митчелл [Mitchell, 1972]. Результаты опроса дали импульс к проведению ряда количественных выборочных исследований в Гонконге. Центр социальных исследований при Китайском Университете Гонконга стал важным организатором исследований местных ученых, которые в начале 1970-х гг. постепенно делались основной силой социологических исследований [李沛良:1994, 3]. Институционализация социологии в Гонконге стимулировала процесс локализации социологии, мотиватором обращения к исследованиям специфики китайского общества.
19

Новые горизонты социологических исследований в Гонконге – «экспансия» (19801997).

20 Признание авторитета социологии как науки в предыдущие периоды послужило импульсом к освоению новых горизонтов социологических исследований в Гонконге. В этот период набрала силу социология и в материковом Китае; это способствовало активизации исследований силами объединившихся социологов Гонконга.
21 Наиболее быстро развивающимся направлением в Гонконге стала политическая социология. В начале 1980-х гг. правительство КНР заявило о твердом намерении вернуть Гонконг, и в 1990-х гг. начались действия в двух политических направлениях «про-пекинской партии» и партии «новых левых». Отношения этих партий поставили вопросы, изучение которых позволило провести анализ расстановки политических сил. В частности, проводились социологические исследования активности групп и партий, изучение выступлений на политических дебатах и содержания предлагаемых реформ. Эти и другие проблемы анализировались через призму политической стабильности Гонконга, позиций граждан и их участия в политической жизни города, формирования новых политических групп и организаций населения [Lau, 1982; 李明堃, 1987; Lau, Louie, 1993].
22 Другим важным направлением исследований гонконгских социологов становится экономика, в частности, экономическое поведение и новые социальные отношения в сфере труда в условиях развития сферы услуг и высоких технологий. Актуальными темами исследований стали конфликты в сфере управления трудовыми ресурсами, взаимоотношения местных и иностранных работников, социальная адаптация иностранных работников, возможности трудоустройства женщин, корректировка стратегий саморазвития и реструктуризация предприятий и т.д. [金耀基,1985; Leung, Chiu, 1991; Chiu, Levin 1993; Lui, Chiu, 1993].
23 Третьим направлением стала проблематика изучения семьи в условиях трансформаций гонконгского общества. Исследователи фокусировались не только на изучении внутренней структуры и взаимодействия членов семьи; анализировались взаимосвязи между обширной сетью родственников, семьей и политической экономией. Постепенно исследователи заинтересовались трансформацией роли женщины в семье и обществе [Lee, 1992].
24 В качестве четвертого направления выступили исследования социальной стратификации и мобильности [Wong, Lui, 1993]: структура и методы измерения социальных классов, социальная мобильность и различия социальных групп, предпосылки социальной мобильности. Социологи Гонконга активно взялись за исследования поведения подростков [Cheung, Tam 1984; Chan, 1991]. Экономическое развитие Гонконга и социальные изменения затронули молодежь, формировались утилитарные и гедонистические тенденции в мировоззрении. Появились исследования, посвященные самооценке, концепции морали, девиантному поведению молодежи и её социально-политической ориентации на городскую культуру.
25 Пятым направлением стали исследования причин и социальных условий, порождающих преступность. Уровень образования населения Гонконга стремительно повышался, однако в обществе сохранялся ряд болезненных проблем [Ng, 1975; Lee, 1981; Traver, 1991]. Основное внимание уделялось изучению девиантного поведения подростков, социальных и внутрисемейных причин преступлений, насилия со стороны подростков. Появились исследования коррупции и наркомании.
26 Для Гонконга проблемы народонаселения всегда были актуальными, а в исследуемый период население увеличивалось быстрыми темпами. В 1982 г. население Гонконга насчитывало 5 287 800 чел., к 1991 г., согласно переписи, оно выросло до 5 822 500 чел. Около 60% населения были рождены в Гонконге, остальные были мигрантами из материкового Китая [Choi, 1975; Ng, 1981]. Это способствовало изучению контроля над рождаемостью и внутренней миграции в Гонконге. Исследования населения также фокусировались на феномене жителя Гонконга, эмигрировавшего за границу, анализе модели миграции и проблемах социальной адаптации за рубежом.
27 Вопрос о возвращении Гонконга в 1997 г. стимулировал миграцию с материка в Гонконг. Социологи начали изучать социальную жизнь и адаптацию новых иммигрантов в Гонконге, проблемы здравоохранения и медицинского обслуживания [Lee, 1980; Lee, 1985], включая социальную поддержку пожилых людей, сравнительные исследования китайских и западных медицинских услуг, развитие служб первичной медико-санитарной помощи и т.д.
28 Все больше исследований были посвящены социальным проблемам, началась разработка системы социальных индикаторов, ориентация на которые позволила диагностировать социальное самочувствие граждан [Lau, 1992]. С конца 80-х гг. каждые два года начали проводиться выборочные исследования «социальных показателей» Китайским университетом Гонконга, Университетом Гонконга и Гонконгским политехническим университетом. Эти исследования позволили понять степень удовлетворенности жителей Гонконга, их отношение к социальным вопросам, социальному давлению, религиозным убеждениям, политическим взглядам, правовой культуре, социальной информированности и т.д.
29 Расширение горизонтов социологических исследований в Гонконге в 1990-х гг. отражает не только перечень исследовательских тем, но и значительная финансовая поддержка социологии, увеличение научного и педагогического персонала. При активной поддержке администрации Гонконга в 1991 г. для увеличения финансирования исследовательской работы был создан «Комитет научно-исследовательских грантов» (研究资助局).
30 Развитие высших учебных заведений проявляется в том, что к началу 90-х гг. в восьми вузах Гонконга преподавали социологию (Университет Гонконга, Китайский университет Гонконга, Гонконгский университет науки и техники, Баптистский колледж, Колледж Шу Янь, Гонконгский политехнический институт, Гонконгский городской политехнический институт, Линнаньский колледж). В 1993 г. насчитывалось 79 специалистов-социологов [李沛良, 1994: 5], около 90% составляли преподаватели-китайцы. Многие из них обладали высокой академической квалификацией, прошли подготовку по социологии в США и Великобритании, обеспечив себе достаточный академический капитал для преподавания.
31

Социология Гонконга после воссоединения (1997 г. до настоящего момента).

32 Гонконгское социологическое общество было восстановлено 14 ноября 1998 г. после возвращения Гонконга под юрисдикцию Китая. Общество было учреждено советом из 9 человек (Хуан Шаолунь, Ли Минкунь, Бянь Яньцзе, Лю Чжаоцзя, Ли Пэйлян, Су Яочан и др.), председателем был избран Цзинь Яоцзи. 10 декабря 1999 г. на факультете социологии Гонконгского университета состоялась первая ежегодная конференция Социологического общества Гонконга. С этого времени традиция проведения ежегодной социологической конференции сохраняется, как значимого места, где социологии подводят итоги работы, формируют стратегические направления, цели и перспективы своей деятельности. Ниже представлена тематика ежегодных конференций Гонконгского социологического общества и места их проведения, начиная с 1999 г. (табл. 1).
33

Таблица 1

34 Тематика конференций показывает векторы-ориентиры развития социологии в Гонконге. Очевидно, актуальными направлениями гонконгской социологии являются интеграция гонконгских социологов в материковую и мировую социологию, место и роль социологии в междисциплинарных исследованиях, исследования проблем и конфликтов идентичности, глобализационные мировые и региональные процессы, единство общества и природы, выявление направленности социальных трансформаций, тренды развития Мирового Города и некоторые другие.
35 Обобщая, можно констатировать, что для социологического сообщества Гонконга характерно рассмотрение своего развития в единстве с противоречивыми трендами развития мирового социума, умение выйти за рамки повседневности, сохраняя способность видеть её важные грани.
36 Что касается социологических журналов, после восстановления Социологического общества Гонконга, с 2000 г. начинается выпуск «Гонконгского журнала социологии» (Hong Kong Journal of Sociology) (2000–2004), который в 2005 г. стал называться «Социальные преобразования в китайских обществах» (Social Transformations in Chinese Societies). Журнал считается официальным ежегодником Гонконгской социологической ассоциации. В Гонконге издается несколько профессиональных социологических журналов. Ниже названы китайские и двуязычные журналы, связанные с социологией, по индексу китайских периодических журналов (香港中文期刊论文索引, HKInChip): 1.Asian Anthropology; 2.Hong Kong Anthropologist; 3.Hong Kong Anthropology Bulletin; 4.The Hong Kong Journal of Social Work; 5.Journal of Oriental Studies; 6.Ежеквартальный журнал «Китайская социальная наука» (Гонконг) (中國社會科學季刊 (香港))$ ; 7.Китайские исследования (中國研究 (China Studies)); 8.Теория социологии (при поддержке факультета социологии Пекинского университета) (社會理論學報(北大社会系主办))* 9.Журнал «Молодежные исследования» (青年研究學報); 10. Гонконгский журнал социальных наук (香港社會科學學報Hong Kong Journal of Social Studies)); 11. Гонконгский журнал социологии (香港社會學學報2000-2004 (после 2005 – «Social Transformations in Chinese Societies»); 12. Журнал «Социология и коммуникация» (傳播與社會學刊).
37 К настоящему времени в Гонконге функционирует сеть высших учебных заведений, где представлены социологические факультеты или близкие по тематике и направленности факультеты подготовки студентов-социологов. Большое внимание уделяется практическим аспектам их подготовки. Так, в Городском университете Гонконга и Гонконгском политехническом университете открыты факультеты прикладной социологии, в Университете Гонконга и в Университете Линнань факультеты социального управления и социальной политики. В Гонконгском университете Шу Янь действует департамент социальной работы. Такое внимание подготовке социологов прикладной сферы соответствует духу современного высшего социологического образования в Китае.
38

Социологические исследования.

39 Важно подчеркнуть растущее внимание к преемственности и сохранению традиции, характерных в целом для исследований в Китае. Анализ тем конференций, тематики форумов и научных докладов на конференциях Гонконгской социологической ассоциации позволяет говорить, что гонконгское социологическое сообщество провело многогранные исследования общества Гонконга, материкового Китая, Тайваня, социальных проблем стран Восточной и Юго-Восточной Азии в условиях глобализации и многих других вопросов.
40 Обобщая направленность проведенных исследований, подчеркнем взаимосвязь изучения социальной теории с анализом таких практических вопросов как социальная трансформация и социальное развития после 1997 г., изменения в сообществе Гонконга и тенденции национализма, местная идентичность и социальные изменения, глобализация и локализация и др. Анализ социологических исследований позволяет назвать актуальные моменты исследований в разрезе отраслевых социологий.
41 1. В области политической социологии активно изучается политическое управление Гонконга, социальные права, местная политика и общественные движения.
42 2. В области экономической социологии гонконгские ученые уделяют внимание анализу социального капитала и социальным сетям, факторам неформальных отношений (гуанси) в экономическом процессе, вопросам труда, неправительственным организациям, предприятиям и транснациональным корпорациям.
43 3. В области социологии культуры гонконгская социология совершила поворот к обсуждению систем ценностей и культурной репрезентации гонконгского общества. Ведутся исследования по аспектам семьи, брака, религии, секса и пола, - вопросы трансформации роли пола и семьи в процессе социальных изменений, взаимосвязь женщин и власти, трансгендерные вопросы и т.д.
44 4. Что касается социологии образования, в основном исследуются процессы и реформа образования, социологическое образование в контексте глобализации Гонконга, его возвращения в КНР.
45 5. Социология медицины. Вспышка атипичной пневмонии (SARS) в 2003 г. вызвала интерес исследователей к процессам в общественном здравоохранении в чрезвычайных ситуациях. Темами исследований также являются: альтернативная медицина (азиатская традиционная медицина) и биомедицина, общественное здравоохранение, старение населения и забота о пожилых.
46 6. Социология коммуникации и технологий. С развитием науки и техники технологические факторы играют важную роль в социальном развитии. Социологическое сообщество Гонконга обсуждает такие проблемы информационного общества, как медиа и Китай переходного периода, новые медиа, техническая социология и социология Интернета.
47 7. В социологии социальных проблем проведены исследования, которые дают критический анализ ситуации в Гонконге: социальные различия и социальное неравенство, социальная мобильность и иммиграция, проблемы молодежи и старение, преступность, отклонения и социальный контроль, развитие Гонконга и экологический кризис.
48 8. Актуальны после 2018 г. социология досуга и туризма, социология спорта.
49

Заключение.

50 Социология в Гонконге прошла период становления и развития. Он во многом отличался аналогичных процессов в социологии КНР и на Тайване [Пан, 2009; Веселова и др., 2018; Цзинь и др., 2019]. Обобщая значение, место и роль гонконгской социологии в развитии китайской социологической науки, можно отметить следующее. Гонконгская социология выполнила роль связующего звена в познании китайским социологическим сообществом западной социологии. Исторически на материковой части Китая западными учеными социологические исследования не проводились, и знакомство с западной социологией здесь было минимальным. Китайские социологи, обучавшиеся в университетах материкового Китая и начавшие карьеру в университетах Гонконга, смогли включиться в процессы, происходившие в мировой социологической науке. К концу 1980-х гг. в Гонконге были сформированы перспективные институты социологического знания, ориентированные преимущественно на западную социологию, когда социология КНР делала первые попытки знакомства с научным пространством мировой социологии.
51 Социологам материкового Китая удалось установить тесные научные контакты с гонконгскими социологами, развивать двусторонние и взаимодополняющие связи. Важным было участие гонконгских социологов и специалистов по социальной работе в деятельности университетов КНР.
52 Социология Гонконга выполняла роль проводника китайской социологической науки в мировое социологическое сообщество. В частности, социологи, получив первоначальное социологическое образование в Китае и переехавшие в Гонконг, получили возможность работать на Западе. Они и стали ведущими учеными в социологическом сообществе Гонконга. Это относится к Wu Xiaogang – профессору и основателю Центра прикладных социальных и экономических исследований (CASER) в Гонконгском университете науки и технологий, главному редактору журнала Chinese Sociological Review (SSCI) и президенту международной китайской социологической ассоциации (ICSA).
53 Интеграция Гонконга в материковый Китай в конце 1990-х гг. породил множество социальных проблем. Прежде всего, это касалось сохранения свободы культурных обменов и формирования структур, обеспечивающих мобильность между Гонконгом и другими регионами Китая, как технологий позволивших практически реализовать принцип «одна страна – две системы». Модели материкового китайского и островного гонконгского общества в процессе урбанизации и социальных трансформаций стали референтным опытом, породившим новые перспективные исследования. Во-вторых, для китайских социологов стали важными проблемы самоидентификации гонконгцев и вновь приезжающих жителей острова, политика локальной специфики гонконгского общества в процессе социальной трансформации Китая. В-третьих, в процессах глобализации, в частности, в контексте китайской инициативы «Один пояс, один путь», исследуется переориентация социокультурного и экономического положения Гонконга на внутреннем китайском и международном уровнях. В-четвертых, интерес социологов вызывают изменения в правовой и политической системах Гонконга; важным направлением исследований становятся социальные движения, социальное участие и гражданские права в политической жизни населения. История и современное состояние социологии в Гонконге показывает ее высокий уровень интернационализации как стратегически важный момент ее характеристики, её места в китайской и мировой социологии. Об уровне гонконгской социологии свидетельствуют показатели мест в рейтинге QS World University Sociology. В 2020 г. в этом рейтинге Университет Гонконга занимает 28 место, Китайский университет Гонконга 39 место, оба университета входят в топ-50 лучших социологических университетов мира.

Библиография

1. Веселова Л.С., Дерюгин П.П., Лебединцева Л.А. Векторы становления китайской социологии: прагматическая направленность, сохранение традиции // Социологические исследования. 2018. № 7. С. 124–134. DOI: 10.31857/S013216250000169-8. [Veselova L.S., Deryugin P.P., Lebedintseva L.A. (2018) Vectors of the Formation of Chinese Sociology: Pragmatic Orientation and Maintaining of Tradition. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 7: 124–134. (In Russ.)]

2. Пан Д. К истории социологии в Китае // Социологические исследования. 2009. №.4. С. 130–136. [Pan D.(2009)On the history of Sociology in China. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 4: 130–136. (In Russ.)]

3. Цзинь Ц., Дерюгин П.П., Веселова Л.С., Лебединцева Л.А. История и современное состояние социологии Тайваня // Социологические исследования. 2019. № 12. С. 126–136. DOI: 10.31857/S013216250007753-1. [Jin Junkai, Deryugin P.P., Veselova L.S., Lebedintseva L.A. (2019) History and the Current State of Sociology in Taiwan. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 12: 126–136. (In Russ.)]

4. Chan Hoi-man (1991) On Urban Culture Formation: a Methodological Perspective and a Hong Kong Agenda. Annual of Japan Association for Urban Sociology, December: 31–50.

5. Cheung Tak-Sing, Tam Shuk-yee. (1984) An Analysis of the self – Esteem of Adolescents in Hong Kong: Configurations and Determinations. Occasional Paper No. 29. Hong Kong Institute of Asia – Pacific Studies, the Chinese University of Hong Kong.

6. Chiu S., Levin D. (1993) From a labour – Surplus to a labour – Scarce Economy: Challenges to Human Resource Management in Hong Kong. The International Journal of Human Resource Management. Vol. 4. No. 1: 159–189.

7. Choi C.Y. (1975) Urbanization and Redistribution of Population in Hong Kong – A Case Study. Goldstein & Sly, (ed.) Patterns of Urbanization: Comparative Country Studies. Liege: Ordina Edition for IUSSP.

8. Freedman M. (1962) Sociology in and of China. The British Journal of Sociology. Vol 13. No. 2: 106–116.

9. Freedman M. (1963) A Chinese phase in social anthropology. The British journal of sociology. Vol 14. No. 1: 1–19.

10. Freedman M. (1964) What Social Science can do for Chinese Studies. Journal of Asian Studies. Vol. 23: 523–529.

11. Lau Siu-Kai(1982)Society and Politics in Hong Kong. Hong Kong: The Chinese University Press.

12. Lau Siu-kai et al. (ed.) (1992) Indicators of Social Development: Hong Kong 1990. Hong Kong Institute of Asia – Pacific Studies, the Chinese University of Hong Kong.

13. Lau Siu-Kai, Louie K.S. (ed.) (1993) Hong Kong Tried Democracy: The 1991 Elections in Hong Kong. Hong Kong Institute of Asia – Pacific Studies, the Chinese University of Hong Kong.

14. Lee R. P. (1980) Perceptions and Uses of Chinese Medicine among the Chinese in Hong Kong. Culture. Medicine and Psychiatry. No. 4: 345–375/

15. Lee R.P. ed. (1981) Corruption and Its Control in Hong Kong. Hong Kong: The Chinese University Press.

16. Lee R. P. (1987). Sociology in Hong Kong. International Review of Modern Sociology. Vol 17: 79–110.

17. Leung B., Chiu S. (1991) A Social History of Industrial Strikes and the Labour Movement in Hong Kong: 1946–1989. Occasional Paper No. 3. Social Science Research Centre, University of Hong Kong.

18. Link P. (1969) Refugees in Hong Kong. Cambridge, Mass: Harvard University, East Asian Research Centre.

19. Liu W.T., Chiu. S. (1993) Industrial Restructuring and Labour – Market Adjustment under Positive Noninterventionism: The Case of Hong Kong. Environment and Planning. No. 25: 63–79.

20. Mitchell R. E. (1972) Family life in Urban Hong Kong. Taipei. The Oriental Cultural Service. Vol. I & II.

21. Ng A. (1975) Social Causes of Violent Crimes among Young Offender in Hong Kong. Social Research Centre Report. The Chinese University of Hong Kong.

22. Ng P. P.T. (1981) Social Factors Contributing to Fertility Decline. In: King A, & Lee R. (ed.) Social Life and Development in Hong Kong. Hong Kong: the Chinese University Press: 235–254.

23. Podmore D. (1975) The Sociology and Anthropology of Hong Kong: a Bibliography and Commentary. International Review of Modern Sociology. Vol. 5. No.1: 90–106.

24. Topley M. (ed.) (1969) Anthropology and Sociology in Hong Kong Field Projects and Problems of Overseas Scholars. Hong Kong: Centre of Asian Studies, University of Hong Kong.

25. Traver H., Vagg J. (ed.) (1991) Crime and Justice in Hong Kong. Hong Kong: Oxford University Press.

26. Jarvie I.C. (1969) Introduction. In: Jarvie I.C., Agassi J. (ed.) Hong Kong: A Society in Transition. London: Routledge.

27. Wong T.W.P., Lui T.L. (1993) Reinstating Class: A Structural and Developmental Study of Hong Kong Society. Occasional Paper No.10. Social Sciences Research Centre. the Chinese University of Hong Kong.

28. 金耀基. (1985) 儒家伦理与经济发展: 韦伯学说的重探. 乔健主编《现代化与中国文化研讨会论文汇编》.香港:香港中文大学, 133 -146页. [King Yeo-Chi. (1985) Confucian Ethics and Economic Development: A Restudy of Weber's Theory. In: Qiao Jian (ed.) Modernization and Chinese Culture Seminar Paper Collection. The Chinese University of Hong Kong: 133–146. (In Chinese)]

29. 李明堃. (1987) 变迁中的香港政治和社会. 香港:香港商务应书馆. [Li Mingkun. (1987) Hong Kong politics and society in change. Hong Kong: The Commercial Press. (In Chinese)]

30. 李沛良. (1981) 社会学在香港的发展.《社会》,(1): 69-72页. [Li Peiliang. (1981) The Development of Sociology in Hong Kong. Society. No. 1: 69–72. (In Chinese)]

31. 李沛良. (1994) 香港的社会发展与社会学研究.《社会学研究》. No. (4):1–14. [Li Peiliang. (1994) Social development and sociological research in Hong Kong. Sociological Research. No.4:1–14. (In Chinese)]

32. 李沛良. (1995) 香港中文大学社会学系简史.《社会学研究》. No. (3):126. [Li Peiliang. (1995) A Brief History of the Department of Sociology, The Chinese University of Hong Kong. Sociological Research. No. 3: 126. (In Chinese)]

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести