ОБ ИЗУЧЕНИИ РЕАКТИВНОСТИ, СИЛЫ И ИНЕРТНОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ШКОЛЕ Б. М. ТЕПЛОВА - В. Д. НЕБЫЛИЦЫНА
ОБ ИЗУЧЕНИИ РЕАКТИВНОСТИ, СИЛЫ И ИНЕРТНОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ШКОЛЕ Б. М. ТЕПЛОВА - В. Д. НЕБЫЛИЦЫНА
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000338-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Представлены результаты исследований, направленных на проверку предположения Б. М. Теплова о том, что обладатели более слабой нервной системы являются не только более чувствительными, но и более реактивными, по сравнению с людьми с сильной нервной системой. Обнаружено, что школьники, обладающие более слабой нервной системой (более реактивные), имеют более высокий уровень общительности (больший опыт общения, удовлетворённость общением и большую включенность в ролевой тренинг), чем школьники с более выраженной силой нервной системы (ареактивные). При исследовании учащихся хорового училища было показано, что чем слабее и лабильнее их нервная система, тем выше их музыкальные способности (слух, ритм, музыкальная память, эмоциональность и логическое мышление). Большая лабильность и слабость нервной системы (высокая реактивность) также характерна для коммуникативно-речевого типа языковых способностей. Приведенные результаты исследований подтверждают гипотезу Б. М. Теплова о большей реактивности “слабой” нервной системы. Намечены перспективы дальнейших исследований в рамках развиваемого в школе Теплова–Небылицына положения о тесной связи свойств нервной системы с различными индивидуально-психологическими характеристиками личности.
Ключевые слова
свойства нервной системы, чувствительность, реактивность, педагогические способности, общительность, социальный интеллект, музыкальные способности, языковые способности, ЭЭГ, КГР.
Классификатор
Всего подписок
8
Всего просмотров
583
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Аминов Н.А., Гусева Е.П., Лёвочкина И.А. Индивидуальные различия в общительности, связанные с педагогическими способностями у  школьников  // Способности и склонности: комплексные исследования / Под ред. Э.А. Голубевой. М.: Педагогика, 1989. C. 128–137.
  2. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. Дубна: Феникс+, 2005.
  3. Кабардов М.К. Языковые способности: Психология, психофизиология, педагогика. М.: Смысл, 2013.
  4. Кавецкий Р.Е., Солодюк Н.Ф., Вовк С.И., Красновская М.С., Дзгоева Т.А. Реактивность организма и тип нервной системы. Киев: Изд-во АН УССР, 1961.
  5. Лёвочкина И.А. Психофизиологические особенности музыкально одаренных подростков // Вопросы психологии. 1988 № 4. С. 149–154.
  6. Небылицын В.Д. Время реакции и сила нервной системы. Сообщение 1 / Доклады АПН РСФСР. М., 1960. № 4.
  7. Небылицын В.Д. Время реакции и сила нервной системы. Сообщение 2 / Доклады АПН РСФСР. М., 1960. № 5.
  8. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М.: Просвещение, 1966.
  9. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. М.-Л.: Изд-во АН СССР. C. 1951–1952.
  10. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Московский психолого-социальный институт НПО “МОДЭДК”, М.-Воронеж, 2000.
  11. Теплов Б.М. Новые данные по изучению свойств нервной системы человека // Типологические особенности высшей нервной деятельности человека /Отв. ред. Б.М. Теплов. Т.III. M.: Изд-во АПН РСФСР, 1965. С. 3–46.
  12. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. Серия “Памятники психологической мысли”. Отв. ред. Э.А. Голубева, Е.П. Гусева, В.А. Кольцова, О.Е. Серова. М.: Наука, 2003.
  13. Тихомирова И.В. Преобладающий тип ориентировочной активности и некоторые характеристики индивидуальности: Дис. … канд. психол. наук. М., 1988.
  14. Тихомирова И.В. Типологический и димензиональный подходы в изучении ориентировочной активности // Способности: к 100-летию со дня рождения Б.М. Теплова / Отв. ред. Э.А. Голубева. Дубна: Феникс, 1997. С. 219–230.
  15. Туровская З.Г. О соотношении некоторых показателей силы и подвижности нервной системы человека // Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. Том III /Отв. ред. Б.М. Теплов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. С. 248–261.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести