- Код статьи
- S0205-95920000352-4-1
- DOI
- 10.31857/S20000352-4-1
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Аннотация
- Представлены результаты теоретического анализа и эмпирических исследований роли феномена концептуализации относительно продуктивности интеллектуальной деятельности и со-владающего поведения. Концептуализация понимается как понятийная познавательная деятельность, обеспечивающая качественно новую форму понимания происходящего и качественно новый способ саморегуляции поведения. Предлагается рассматривать феномен концептуализации в четырех аспектах: структурном, функциональном, процессуальном и результативном. Излагаются эмпирические результаты, характеризующие два аспекта концептуализации: функциональный (связь концептуальных способностей с продуктивностью интеллектуальной деятельности в подростковом, юношеском и взрослом возрасте) и результативный (особенности концептуальной модели трудной жизненной ситуации как фактора совладающего поведения). Показано, что понятийные (прежде всего концептуальные) способности выступают предиктором продуктивности интеллектуальной деятельности не только в рамках психометрических измерений, но и на уровне реальных (академических, интеллектуальных, творческих, профессиональных) достижений. В пожилом возрасте особенности концептуальной модели ситуации старения сопряжены с психологическим благополучием и сохранением активности. Разные стили юмора как концептуальной способности, связанной с продуцированием смешного, инициируют разные стратегии совладания с трудной жизненной ситуацией.
- Ключевые слова
- концептуализация, концептуальные структуры, понятийные способности, концептуальные способности, процесс концептуализации, концептуальная модель, интеллектуальная деятельность, совладающее поведение.
- Дата публикации
- 01.08.2025
- Всего подписок
- 4
- Всего просмотров
- 640