- Код статьи
 - S0205-95920000352-4-1
 - DOI
 - 10.7868/S20000352-4-1
 - Тип публикации
 - Статья
 - Статус публикации
 - Опубликовано
 - Авторы
 - Аннотация
 - Представлены результаты теоретического анализа и эмпирических исследований роли феномена концептуализации относительно продуктивности интеллектуальной деятельности и со-владающего поведения. Концептуализация понимается как понятийная познавательная деятельность, обеспечивающая качественно новую форму понимания происходящего и качественно новый способ саморегуляции поведения. Предлагается рассматривать феномен концептуализации в четырех аспектах: структурном, функциональном, процессуальном и результативном. Излагаются эмпирические результаты, характеризующие два аспекта концептуализации: функциональный (связь концептуальных способностей с продуктивностью интеллектуальной деятельности в подростковом, юношеском и взрослом возрасте) и результативный (особенности концептуальной модели трудной жизненной ситуации как фактора совладающего поведения). Показано, что понятийные (прежде всего концептуальные) способности выступают предиктором продуктивности интеллектуальной деятельности не только в рамках психометрических измерений, но и на уровне реальных (академических, интеллектуальных, творческих, профессиональных) достижений. В пожилом возрасте особенности концептуальной модели ситуации старения сопряжены с психологическим благополучием и сохранением активности. Разные стили юмора как концептуальной способности, связанной с продуцированием смешного, инициируют разные стратегии совладания с трудной жизненной ситуацией.
 - Ключевые слова
 - концептуализация, концептуальные структуры, понятийные способности, концептуальные способности, процесс концептуализации, концептуальная модель, интеллектуальная деятельность, совладающее поведение.
 - Дата публикации
 - 04.11.2025
 - Год выхода
 - 2025
 - Всего подписок
 - 4
 - Всего просмотров
 - 678