ФЕНОМЕН ВЕКОВОГО РОСТА ИНТЕЛЛЕКТА: АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ФЕНОМЕН ВЕКОВОГО РОСТА ИНТЕЛЛЕКТА: АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000357-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
В статье анализируется феномен роста когнитивных способностей людей на протяжении ХХ века, известный в литературе как "эффект Флинна". На основе структурно-динамической теории интеллекта вводится предположение, что эффект Флинна может быть частично объяснен тем, что в ХХ веке когнитивный потенциал людей перемещался из эмоционально-образной сферы в рациональную. Для проверки этого предположения произведено эмпирическое исследование текстов художественной литературы для детей, написанных между 1900 и 2016 гг. Разработаны методы оценки структурной сложности этих текстов. Показано, что, вопреки росту показателей тестов интеллекта, сложность художественной литературы для детей на протяжении ХХ века снизилась.
Ключевые слова
интеллект, эффект Флинна, структурно-динамическая теория, анализ текстов.
Классификатор
Всего подписок
4
Всего просмотров
590
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Valueva E.A., Danilevskaja N.M., Lapteva E.M., Ushakov D.V. Kognitivnaja slozhnost’ hudozhestvennyh tekstov dlja detej: kvantitativnye metody ocenki // Voprosy psiholingvistiki. 2017. № 1 (31). P. 42–61. (In Russian).
  2. Valueva E.A., Belova C.C. Jeffekt Flinna: obzor sovremennyh dannyh // Psihologija. Zhurnal Vysshej shkoly jekonomiki. 2015. V. 12. № 4. P. 165–183. (In Russian).
  3. Valueva E.A., Ushakov D.V. Kul’turnaja relevantnost’ i svojstva testov intellekta: proverka predskazanij strukturno-dinamicheskoj teorii // Psihologija. Zhurnal Vysshej shkoly jekonomiki. 2013. V. 10. № 3. P. 29–40. (In Russian).
  4. Zhuravlev A.L., Ushakov D.V., Jurevich A.V. Perspektivy psihologii v reshenii zadach rossijskogo obshhestva. Chast’ 1. Postanovka problemy i  teoretikometodologicheskie zadachi // Psikhologicheskii zhurnal. 2013. V. 34. № 1. P. 3–14. (In Russian).
  5. Zhuravlev A.L., Ushakov D.V., Jurevich A.V. Perspektivy psihologii v reshenii zadach rossijskogo obshhestva. Chast’ 2. Konceptual’nye osnovanija // Psikhologicheskii zhurnal. 2013. V. 34. № 2. P. 70–86. (In Russian).
  6. Zhuravlev A.L., Ushakov D.V., Jurevich A.V. Perspektivy psihologii v reshenii zadach rossijskogo obshhestva. Chast’ 3. Na puti k tehnologijam soglasovanija social’nyh institutov i mentaliteta // Psikhologicheskii zhurnal. 2013. V. 34. № 6. P. 5–25. (In Russian).
  7. Zhuravlev A.L., Ushakov D.V., Jurevich A.V. Mentalitet, obshhestvo i psihosocial’nyj chelovek – otvet v diskussii // Psikhologicheskii zhurnal. 2017. V. 38. № 1. P. 107–112. (In Russian).
  8. Inglehart R., Welzel K. Modernizacija, kul’turnye izmenenija i demokratija: Posledovatel’nost’ chelovecheskogo razvitija. Moscow: Novoe izdatel’stvo, 2011. (In Russian).
  9. Ushakov D.V. Psihologija intellekta i  odarennosti. M.: Izdatel’stvo “Institut psihologii RAN”, 2011. (In Russian).
  10. Ushakov D.V. Odarennost’, tvorchestvo, intuicija // Osnovnye sovremennye koncepcii tvorchestva i odarennosti / Ed. D.B. Bogojavlenskoj. Moscow: Molodaja gvardija, 1997. P. 78–89. (In Russian).
  11. Ushakov D.V. Social’nyj intellekt kak vid intellekta // Social’nyj intellekt: teorija, izmerenie, issledovanija / Ed. D.V. Ljusina, D.V. Ushakova. Moscow: Izdatel’stvo “Institut psihologii RAN”, 2004. P. 11–28. (In Russian).
  12. Ushakova T.H. Tekst kak ob’ekt psihologicheskogo analiza // Psikhologicheskii zhurnal. 1989. V. 10. № 1. P. 107–116. (In Russian).
  13. Ushakova T.H. Prirodnye osnovanija rechejazykovoj sposobnosti rebenka (analiz rannego rechevogo razvitija) // Jazykovoe soznanie: formirovanie i  funkcionirovanie. Moscow: Institut jazykoznanija RAN, 1998. P. 7–23. (In Russian).
  14. Ushakova T.H., Belova C.C., Valueva E.A. Lingvopsihologicheskoe issledovanie verbal’noj semantiki // Psihologicheskij zhurnal. 2010. V. 31. № 6. P. 83–97. (In Russian).
  15. Breland H.M. Birth order, family configuration, and verbal achievement. // Child development. 1974. Vol. 45. № 4. P. 1011–1019.
  16. Carpenter P.A., Just M.A., Shell P. What one intelligence test measures: a theoretical account of the processing in the Raven Progressive Matrices Test // Psychological review. 1990. Vol. 97. № 3. P. 404–431.
  17. Dutton E., Lynn R. A negative flynn effect in Finland, 1997–2009 // Intelligence. 2013. Vol. 41. № 6. P. 817–820.
  18. Dutton E., Lynn R. A negative Flynn Effect in France, 1999 to 2008–9 // Intelligence. 2015. Vol. 51. P. 67–70.
  19. Fletcher J.M., Stuebing K.K., Hughes L.C. IQ scores should be corrected for the Flynn Effect in high-stakes decisions // Journal of Psychoeducational Assessment. 2010. Vol. 28. P. 469–473.
  20. Flynn J.R. The mean IQ of Americans: Massive gains 1932 to 1978. // Psychological Bulletin. 1984. Vol. 95. № 1. P. 29–51.
  21. Flynn J.R. Massive IQ gains in 14 nations: What IQ tests really measure // Psychological Bulletin. 1987. Vol. 101. № 2. P. 171–191.
  22. te Nijenhuis J., van der Flier H. Is the Flynn effect on g?: A meta-analysis // Intelligence. 2013. Vol. 41. № 6. P. 802–807.
  23. Pietschnig J., Voracek M. One century of global IQ gains: A formal meta-analysis of the Flynn effect (1909–2013) // Perspectives on Psychological Science. 2015. Vol. 10. № 3. P. 282–306.
  24. Sundet J.M., Barlaug D.G., Torjussen T.M. The end of the Flynn effect? A study of secular trends in mean intelligence test scores of Norwegian conscripts during half a century // Intelligence. 2004. Vol. 32. P. 349–362.
  25. Teasdale T.W., Owen D.R. Secular declines in cognitive test scores: A reversal of the Flynn Effect // Intelligence. 2008. Vol. 36. P. 121–126.
  26. Trahan L., Stuebing K. The Flynn effect: A meta-analysis // Psychological Bulletin. 2014. Vol. 140, № 5. P. 1332–1360.
  27. Woodley M.A., Te Nijenhuis J., Must O., Must A. Controlling for increased guessing enhances the independence of the Flynn effect from g: The return of the Brand effect // Intelligence. 2014. Vol. 43. № 1. P. 27–34.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести