ВЗАИМОСВЯЗЬ СМЫСЛОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ И РЕФЛЕКСИВНОСТИ С ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬЮ ЧЕЛОВЕКА
ВЗАИМОСВЯЗЬ СМЫСЛОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ И РЕФЛЕКСИВНОСТИ С ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬЮ ЧЕЛОВЕКА
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000358-0-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Работа посвящена определению роли смысловых образований (базовых убеждений и интернальности), а также рефлексивности в жизнеспособности человека. Представлены результаты исследования на выборке взрослых (n = 122), возраст 18-65 лет (из них 60 мужчин, 62 женщины). Показано, что важными компонентами жизнеспособности являются индивидуальные ресурсы, включающие в себя положительную самооценку, интернальность и общее отношение к осмысленности мира. Описаны гендерные различия в изучаемых личностных характеристиках и особенности их взаимосвязи с жизнеспособностью у мужчин и женщин. Определено, что жизнеспособность у мужчин связана с осознанием ими мира как благосклонного и с добротой людей, в то же время для женщин значимым с точки зрения их общей жизнеспособности оказывается осмысление мира как справедливого и контролируемого. В отличие от женщин, рефлексивность у мужчин является адаптивным регулятивным механизмом, связанным с их общей жизнеспособностью.
Ключевые слова
жизнеспособность, смысловые образования, рефлексивность, ресурсы
Классификатор
Всего подписок
4
Всего просмотров
543
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S0205-95920000358-0-1 Дата внесения исправлений в статью - 05.10.2020
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1990.
  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1968.
  3. Ананьев Б.Г. О  проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.
  4. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. 1984. Т. 
  5. № 3. С. 152–162. 5. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2006.
  6. Богомаз С.А., Гладких А.Г. Психологическая безопасность и ее измерение с помощью Шкалы базисных убеждений // Вестник Томского госуниверситета. 2009. № 318. С. 191–194.
  7. Вяткин Б.А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека. Пермь: ПГПУ, 2000.
  8. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2003.
  9. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.
  10. Ильин Е.П. Пол и гендер. СПб.: Питер, 2010.
  11. Карпов А.В. Метасистемная организация уровневых структур психики. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2004.
  12. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2004.
  13. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 45–57.
  14. Костин А.Н., Голиков Ю.Я. Организационно-процессуальный анализ психической регуляции сложной деятельности. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2014.
  15. Лактионова А.И. Формирование жизнеспособности подростков // Психология человека и  общества: научно-практические исследования / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко, Н.В. Тарабрина. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2014. С. 224–247.
  16. Лактионова А.И. Жизнеспособность как ресурс социальной адаптации у подростков // Психологические проблемы современного российского общества / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2013. С. 232–253.
  17. Лактионова А.И. Структурно-уровневая организация жизнеспособности человека: метасистемный подход // Личность профессионала в  современном мире / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”. 2013. С. 109–126.
  18. Лактионова А.И., Махнач А.В. Жизнеспособность и  социальная адаптация подростков-сирот // Проблема сиротства в современной России: Психологический аспект / Отв. ред. А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2015. С. 193–223.
  19. Леонтьев Д.А., Аверина А.Ж. Феномен рефлексии в контексте проблемы саморегуляции // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. № 2 (16). URL: http://psystudy.ru. (Дата обращения: 04.01.2016).
  20. Ломов Б.Ф. Методологические и  теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
  21. Малкина-Пых И.Г. Гендерная терапия (Справочник практического психолога). М.: Эксмо, 2006.
  22. Махнач А.В. Жизнеспособность человека: измерение и  операционализация термина // Психологические исследования проблем современного российского общества / Отв. ред. А.Л. Журавлeв, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2013. С. 54–83.
  23. Махнач А.В. Жизнеспособность человека и семьи: социально-психологическая парадигма. М.: Издво “Институт психологии РАН”, 2016.
  24. Махнач А.В., Постылякова Ю.В. Модель жизнеспособности семьи // Психологические исследования проблем современного российского общества / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: Издво “Институт психологии РАН”, 2013. С. 438–460.
  25. Мерлин В.С. Очерк индивидуального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.
  26. Муздыбаев К. Психология ответственности. М.: Либроком, 2010.
  27. Нестерова А.А. Социально-психологический подход к  пониманию конструкта “жизнеспособность личности” // Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и  социальные аспекты / Отв. ред. А.В. Махнач, Л.Г. Дикая. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2016.
  28. Падун М.А., Котельникова А.В. Психическая травма и картина мира. Теория, эмпирия, практика. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2012.
  29. Сергиенко Е.А. Развитие психологии субъекта и субъект развития // Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 1. С. 7–19.
  30. Тарабрина Н.В., Харламенкова Н.Е. Совладающее поведение и посттравматический стресс в период средней и поздней взрослости // Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты / Отв. ред. А.В. Махнач, Л.Г. Дикая. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2016.
  31. Уайброу П. Мозг: Тонкая настройка. Наша жизнь с точки зрения нейронауки. М.: Альпина Паблишер, 2016.
  32. Харламенкова Н.Е., Кумыкова Е.В., Рубченко А.К. Психологическая сепарация: подходы, проблемы, механизмы. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2015.
  33. Шапиро Д. Динамика характера: Саморегуляция при психопатологии. М.: Класс, 2009.
  34. Bronfenbrenner U. The ecology of human development. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1979.
  35. Masten A.S., Best K.M., Garmezy N. Resilience and development: contributions from the study of children who overcome adversity // Development and Psychopathology. 1990. V. 2. P. 425–444.
  36. Rotter J.B. The development and applications of social learning theory. N. Y.: Praeger, 1982.
  37. Sroufe L.A., Egeland B., Carlson E., Collins W.A. The development of the person: The Minnesota study of risk and adaptation from birth to adulthood. New York: Guilford Press, 2005.
  38. Théorêt М. La résilience, de l’observation du phénomène vers l’appropriation du concept par l’éducation // Revue des Sciences de L’éducation. 2005. V. 31. № 3. P. 633–658.
  39. Ungar M., Liebenberg L. The Resilience Research Centre Adult Resilience Measure (RRC-ARM). User’s manual: Research. Halifax: RRC, 2013.
  40. Werner E.E. Risk, resilience, and recovery: perspectives from the Kauai longitudinal study // Development and psychopathology. 1993. V. 5. P. 503–515.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести