ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПОДРОСТКОВ И ПЕРЕЖИТОГО ИМИ ОПЫТА УЧАСТИЯ В ИЗДЕВАТЕЛЬСТВАХСТКОВ И ПЕРЕЖИТОГО ИМИ ОПЫТА УЧАСТИЯ В ИЗДЕВАТЕЛЬСТВАХ
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПОДРОСТКОВ И ПЕРЕЖИТОГО ИМИ ОПЫТА УЧАСТИЯ В ИЗДЕВАТЕЛЬСТВАХСТКОВ И ПЕРЕЖИТОГО ИМИ ОПЫТА УЧАСТИЯ В ИЗДЕВАТЕЛЬСТВАХ
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000375-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Представлены результаты исследования связи личностных характеристик подростков с пережитым ими опытом издевательств со стороны сверстников и по отношению к другим. Опрошено 802 подростка из разных городов Литвы в возрасте 12-17 лет, юношей и девушек. Определена взаимосвязь таких личностных характеристик, как экстраверсия - интроверсия, нейротизм подростков с их опытом издевательств. Установлено, что нейротизм подростков связан с переживанием ими издевательств со стороны сверстников, а участие в издевательствах над другими в большей степени коррелирует с экстраверсией молодых людей. Выявлена взаимосвязь изучаемых личностных характеристик и опыта издевательств у подростков разного пола. С участием девушек и юношей в издевательствах над другими значимо взаимосвязаны их экстраверсия и интроверсия, а уровень нейротизма - с переживанием издевательств со стороны сверстников только у подростков женского пола. Показаны достоверные различия между юношами и девушками по изучаемым показателям, при этом у подростков-девушек в обследованной выборке преобладают интроверсия и нейротизм. В целом подростки, описывая свой опыт издевательств, отмечали, что иногда издевались над другими и также иногда подвергаются издевательствам сами, но значимых различий по данным показателям между подростками разного пола не обнаружено.
Ключевые слова
личностные характеристики, экстраверсия личности, интроверсия личности, нейротизм, переживание издевательств, участие в издевательствах, подростки.
Классификатор
Всего подписок
4
Всего просмотров
518
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990.
  2. Личностный опросник Г. Айзенка. URL: http://psycabi. net/testy/369-lichnostnyj-oprosnik-g-ajzenka-test-na-temperament-epi-diagnostika-samootsenki-po-ajzenku-metodika-opredeleniya-temperamenta#ixzz3Ruq2I2ta. (Дата обращения: 20.08.2014).
  3. Тилиндене И., Растаускене Г., Емельяновас А. Взаимосвязь самооценки подростков и пережитого ими опыта издевательств со стороны сверстников // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 4. С. 26–34.
  4. Ahmad I. The Big Five Personal ity Inventor y: Performance of Students and Community in Pakistan // Journ. of Behavioral Sciences. 2010. № 20 (2). P. 63–79.
  5. Beldean-Galea I.E., Jurcău N., Ţigan S.I. Frequency of Bullying Behaviors in secondary Schools in Cluj-Napoca // Applied Medical Informatics. 2010. № 4 (27). P. 62–66.
  6. Bjornebekk G. Dispositions related to sensitivity in the neurological basis for activation of approach – avoidance motivation, antisocial attributes and individual differences in aggressive behavior // Social behavior and personality. 2007. № 35 (9). P. 1251–1264.
  7. Compas B.E., Connor-Smith J., Jaser S.S. Temperament, Stress Reactivity, and Coping: Implications for Depression in Childhood and Adolescence // Journ. of Clinical Child and Adolescent Psychology. 2004. № 33 (1). P. 21–31.
  8. Craig W. M., Harel Y. Bullying, physical fighting and victimization. Health policy for children and adolescents No 4. Young people’s health in context. Health Behavior in School Aged Children (HBSC) study: international report from the 2001/2002 survey. 2004. P. 133–144.
  9. Dracic S. Bullying And Peer Victimization // Materia socio medica. 2009. № 21 (4). P. 216–219.
  10. Fleming L.C., Jacobsen K.H. Bullying and Symptoms of Depression in Chilean Middle School Students // Journ. of School Health.2009. № 79 (3). P. 130–137.
  11. Gendron B.P., Williams K.R., Guerra N.G. An Analysis of Bullying Among Students Within Schools: Individual Normative Beliefs, Self-Esteem, and School Climate // Journ. of School Climate. 2011. № 10 (2). P. 150–164.
  12. Graham S. What Educators Need to Know About Bullying Behaviors // Kappanmagazine. 2010. № 92 (1). P. 66–69.
  13. Hamarus P., Kaikkonen P. School bullying as a creator of pupil peer pressure // Educational Research. 2008. № 50 (4). P. 333–345.
  14. Hazler R.J., Carney J.L., Granger D.A. Integrating Biological Measures Into the Study of Bullying // Journ. Of Counseling & Developmen. 2006. № 84. P. 298–307. URL: http://search.epnet.com/custlogin. asp?custid=s5018438. (Дата обращения: 10.01.2015).
  15. Hemphill S. A., Tollit M., Herrenkohl T.I. Protective Factors Against the Impact of School Bullying Perpetration and Victimization on Young Adult Externalizing and Internalizing Problems // Journ. of School Violence. 2014. № 13 (1). P. 125–145.
  16. Houbre B., Tarquinio C., Thuillier I., Hergott F.E. Bullying among students and its consequences on health // European Journ. of Psychology of Education. 2006. № 21 (2). P. 183–208.
  17. Hutchinson A. M. K., Stuart A. D., Pretorius H.G. Biological contributions to well–being: The relationships among temperament, character strengths and resilience // Journ. of Industrial Psychology. 2010. № 36 (2). P. 1–10.
  18. Klomek A. B., Marrocco G., Kleinman M., Schonfeld I., Gould M. Bullying, depression and Suicidality in adolescents // Journ. of American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 2007. № 46 (1). P. 40–49.
  19. Klomek A. B., Sourander A., Kumpulainen K. Childhood bullying as a risk for later depression and suicidal ideation among Finnisch males // Journ. Affect Disorder. 2008. № 109 (1). P. 47–55.
  20. Martikainen P., Bartley M., Lahelma E. Psychosocial determinants of health in social epidemiology // International Journ. of Epidemiology. 2002. № 31 (6). P. 1091–1093.
  21. McKnight C. G., Huebner E. S., Suldo S. Relationships among stressful life events, temperament, problem behavior, and global life satisfaction in adolescents // Psychology in the schools. 2002. № 39 (6). P. 677–687.
  22. Mpofu E., Oakland T., Gwirayi P. Temperament styles in Zimbabwean early adolescents: a Rasch measurement model analysis // South African Journal of Psychology. 2010. № 40(1). P. 44–53.
  23. Olweus D. Aggression in the Schools. Bullies and Whipping Boys. Paris: ESF editeur, 1999.
  24. Penning S. L., Bhagwanjee A., Govender K. Bullying boys: the traumatic effects of bullying in male adolescent learners // Journal of Child and Adolescent Mental Health. 2010. № 22 (2). P. 131–143.
  25. Sanson A., Hemphill S. A., Smart D. Connections between Temperament and Social Development: A Review // Social Development. 2004. № 13 (1). P. 142–170.
  26. Sanson A., Smart D., Prior M., Toumbourou J. W., Oberklaid F. Associations between Early Childhood Temperament Clusters and Later Psychosocial Adjustment // Merrill–Palmer Quarterly. 2009. № 55 (1). P. 26–54.
  27. Soto Ch. J., John O. P., Gosling S. D., Potter J. Age Differences in Personality Traits From 10 to 65: Big Five Domains and Facets in a Large Cross-Sectional Sample // Journ. of Personality and Social Psychology. № 2010. P. 1–19.
  28. Sterry T. W., Reiter-Purtill J., Gartstein M. A., Gerhardt C. A., Vannatta K., Noll R.B. Temperament and Peer Acceptance. The Mediating Role of Social Behavior // Merrill–Palmer Quarterly. 2010. № 56 (2). P. 189–219.
  29. Wang J., Iannotti R.J., Nansel T.R. School Bullying Among Adolescents in the United States: Physical, Verbal, Relational, and Cyber // Journ. of Adolescent Health. 2009. № 45 (4). P. 368–375.
  30. WHO (World Health Organization). Health Behavior in School – aged Children (HBSC) study. 2008. Data and publications: Chapter 2, Section 4: risk behavior. URL: . (Дата обращения: 18.03.2014).
  31. WHO. The European health report 2012: charting the way to well-being. 2012. URL: http://www.euro.who.int/en/ data-and-evidence/european-health-report-2012. (Дата обращения: 10.01.2015).
  32. Wills T. A., Dishion T.J. Temperament and adolescent substance use: a transactional analysis of emerging self–control // Journ. of Clinical Child and Adolescent Psychology. 2004. № 33 (1). P. 69–81.
  33. Tilindienė I., Rastauskienė G. I., Valantienė I., Lagūnavičienė N. Sportuojančių ir rizikos grupės paauglių patiriamų ir jų pačių vykdomų patyčių dažnumas // Ugdymas. Kūno kultūra. Sportas. 2010. № 1 (76). P. 101–108

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести