ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000375-9-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Представлены теоретические основания исследования концепта "жизнеспособность человека" и обосновано выделение нового этапа - пятой волны изучения этого феномена. Показано, что в настоящее время операционализация понятия сопровождается существенным расширением интереса к изучению социального и природного контекстов жизнеспособности. Обоснована важность определения места понятия жизнеспособности человека среди онтологически близких терминов. Представлен авторский компонентный подход к исследованию жизнеспособности человека: выделены пять внутренних (самоэффективность, настойчивость, совладание и адаптация, внутренний локус контроля, духовность) и один внешний (семейные/социальные взаимоотношения) компонент жизнеспособности человека. Описаны исследования сотрудников Института психологии РАН, посвященные некоторым аспектам жизнеспособности человека. Делается вывод о необходимости определения направлений дальнейших исследований жизнеспособности человека, семьи, коллектива, общества и разработке теоретических оснований и методического инструментария для измерения этого качества.
Ключевые слова
жизнеспособность человека, жизнеспособность семьи, жизнеспособность общества, компонентная модель жизнеспособности, экологический подход.
Классификатор
Всего подписок
4
Всего просмотров
693
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S0205-95920000375-9-1 Дата внесения исправлений в статью - 06.10.2020
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001.
  2. Богданов А.А. Борьба за жизнеспособность. М.: Новая Москва, 1927.
  3. Веккер Л.М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. М.: Смысл, Per Se, 2000.
  4. Выготский Л.С. Анализ знаковых операций ребенка // Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 6. М.: Педагогика, 1984. С. 60–75.
  5. Дикая Л.Г. Личностный потенциал и эмоциональное выгорание педагога // Человек. Сообщество. Управление. 2012. № 3. С. 75–88.
  6. Дикая Л.Г. Социальная психология труда на новом этапе развития: методолого-теоретические основания и эмпирические исследования // Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 2. С. 5–22.
  7. Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2016.
  8. Журавлев А.Л., Ушаков Д.В., Юревич А.В. Перспективы психологии в решении задач российского общества. Часть I. Постановка проблемы и теоретико-методологические задачи // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 1. С. 3–14.
  9. Журавлев А.Л., Юревич А.В. Коллективные смыслы как предпосылка личного счастья // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 1. С. 5–15.
  10. Лактионова А.И. Структурно-уровневая организация жизнеспособности как метаспособности // Личность профессионала в современном мире. М.: Издво “Институт психологии РАН”, 2013. С. 109–126.
  11. Лактионова А.И. Формирование жизнеспособности подростков // Психология человека и общества: научно-практические исследования. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2014. С. 224–247.
  12. Лактионова А.И. Жизнеспособность человека: метакогнитивный подход // Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2016. С. 88–110.
  13. Лактионова А.И., Махнач А.В. Жизнеспособность как фактор адекватного профессионального самоопределения и социализации // Социальная психология труда: теория и практика. Т. 1. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2010. С. 459–477.
  14. Лактионова А.И., Махнач А.В. Жизнеспособность и социальная адаптация подростков-сирот // Проблема сиротства в современной России: Психологический аспект. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2015. С. 193–223.
  15. Махнач А.В. Жизнеспособность человека: измерение и операционализация термина // Психологические исследования проблем современного российского общества. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2013. С. 54–83.
  16. Махнач А.В. Социальная модель как парадигма в исследовании жизнеспособности человека // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2013. № 2 (38). С. 46–53.
  17. Махнач А.В. Жизнеспособность человека и семьи: социально-психологическая парадигма. М.: Издво “Институт психологии РАН”, 2016.
  18. Махнач А.В., Лактионова А.И. Жизнеспособность подростка: понятие и концепция // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2007. С. 290–312.
  19. Махнач А.В., Постылякова Ю.В. Модель жизнеспособности семьи // Психологические исследования проблем современного российского общества. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2013. С. 438–460.
  20. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988.
  21. Нестерова А.А. Социально-психологическая концепция жизнеспособности молодежи в ситуации потери работы: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2011.
  22. Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов: Учебное пособие для высших учебных заведений. M.: Логос, 2001.
  23. Постылякова Ю.В. Индивидуальные и семейные ресурсы у кандидатов в замещающие родители // Проблема сиротства в современной России: Психологический аспект. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2015. С. 459–477.
  24. Принцип развития в современной психологии. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2016.
  25. Рыльская Е.А. Научные подходы к исследованию жизнеспособности человека в зарубежной психологии // Теория и практика общественного развития. 2014. № 8. С. 57–58.
  26. Социально-психологические исследования города. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2016.
  27. Тарабрина Н.В., Быховец Ю.В. Террористическая угроза: теоретико-эмпирическое исследование. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2014.
  28. Makhnach A., Laktionova A. Social and cultural roots of Russian youth resilience: Interventions by the state, society, and the family // Handbook for Working with Children and Youth. Pathways to Resilience across Cultures and Contexts / M. Ungar (Ed.). Thousand Oaks: Sage, 2005. P. 371–386.
  29. Masten A.S., Obradovic J. Competence and resilience in development // Annals of the New York Academy of Sciences. 2006. V. 1094. P. 13–27.
  30. O’Leary V. Strength in the face of adversity: individual and social thriving // Journal of Social Issues. 1998. V. 54 (2). P. 425–446.
  31. Obschonka M., Stuetzer M., Audretsch D.B., Rentfrow P.J., Potter J., Gosling S.D. Macropsychological factors predict regional economic resilience during a major economic crisis // Social Psychological and Personality Science. 2016. V. 7 (2). P. 95–104.
  32. Polk L.V. Toward a middle-range theory of resilience // Advances in Nursing Science. 1997. V. 19. P. 1–13.
  33. Seligman M.E.P. Learned optimism: How to change your mind and your life. New York: Pocket Books, 1990.
  34. Ungar M., Clark S.E., Kwong W-m., Makhnach A., Cameron C.A. Studying resilience across cultures // Journal of Ethnic and Cultural Diversity in Social Work. 2005. V. 14. № 3/4. P. 1–19.
  35. Ungar M., Liebenberg L., Boothroyd R., Kwong W.M., Lee T.Y., Leblank J., Duque L., Makhnach A. The study of youth resilience across cultures: Lessons from a pilot study of measurement development // Research in Human Development. 2008. V. 5 (3). P. 166–180.
  36. Werner E.E. High risk children in young adulthood: A longitudinal study from birth to 32 years // American Journal of Orthopsychiatry. 1989. V. 59. P. 72–81.
  37. Windle G., Markland D.A., Woods R.T. Examination of a theoretical model of psychological resilience in older age // Aging and Mental Health. 2008. V. 12 (3). P. 285– 292.
  38. Zautra A.J., Hall J.S., Murray K.E. Resilience: A new definition of health for people and communities // Handbook of Adult Resilience / J.W. Reich, A.J. Zautra, J.S. Hall (Eds.). New York, London: Guilford Press, 2010. Р. 3–29.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести