ВЗАИМОСВЯЗЬ РАКУРСА ОБРАЗОВ С ОСВОЕННОСТЬЮ И СПЕЦИФИКОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ ДВИЖЕНИЙ
ВЗАИМОСВЯЗЬ РАКУРСА ОБРАЗОВ С ОСВОЕННОСТЬЮ И СПЕЦИФИКОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ ДВИЖЕНИЙ
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000376-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Исследованы особенности мысленной проработки - систематического и целенаправленного умозрительного повторения спортсменами двигательных элементов с целью улучшения координированности выполняемых таким образом движений и повышения общего уровня технической подготовленности. Предположено, что работая над движениями, в зависимости от освоенности и специфики представляемых движений, спортсмены будут представлять их от 1-го, либо от 3-го лица. Особенности образов движения, связанные с его ракурсом, изучены на выборке из 54 лыжников (40 юношей и 14 девушек) возрастом от 11 лет до 31 года (средний возраст 16.3 года) с квалификацией от 3-го юношеского разряда до заслуженного мастера спорта. Оценка спортивного мастерства испытуемых осуществлялась с помощью кластерного анализа, в который включались результаты экспертной оценки и подсчета двигательных циклов спортсмена в двух лыжероллерных забегах, из которых второй проводился в режиме совмещения двух задач. В оценке характера используемых мысленных образов были применены методики: "Опросник использования образов в спорте" (SIQ), авторская анкета для выявления особенностей мысленных образов, связанных с их ракурсом. При работе с последней спортсмены мысленно представляли 11 элементов лыжной техники, отмечая наиболее привычный ракурс представления каждого из них. Для того чтобы при интерпретации исследования можно было исключить влияние тревожности, перед вторым забегом каждый спортсмен заполнял Шкалу оценки уровня реактивной тревожности Ч.Д. Спилбергера-Ю.Л. Ханина (ШРТ). Далее проводилось сравнение спортсменов различного уровня мастерства и различных возрастных групп по ракурсу используемых ими мысленных образов. В итоге исследования выявлен ряд достоверных различий, которые указывают на значимость в определении ракурса скоростно-силовых характеристик движения и возможности визуального контроля за ним.
Ключевые слова
мысленная проработка, ракурс мысленного образа, совмещение двух задач, уро‐ вень спортивного мастерства, специфика представляемого движения.
Классификатор
Всего подписок
4
Всего просмотров
598
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Бернштейн Н.А. Физиология движений и актив‐ ность / под ред. О.Г. Газенко. М.: Наука, 1990.
  2. Веракса А.Н., Горовая А.Е., Грушко А.И., Баяно- ва Л.Ф., Галиуллина М.Ш., Галявиева Д.Г. Адаптация опросника “The sport imagery questionnaire” (SIQ) на русскоязычной выборке // Психологический журнал. 2014. Т. 35. No 1. С. 120–129.
  3. Веракса А.Н., Горовая А.Е. Модели использования образов в спортивной психологии // Психологи‐ ческая наука и образование psyedu.ru. 2011. No 1. URL: http://psyedu.ru/journal/2011/1/2069.phtml
  4. Веракса А.Н., Леонов С.В., Горовая А.Е. Психологи‐ ческие особенности художественных гимнасток // Вестн. Моск. ун‐та. Сер. 14. Психология. 2011. No 4. С. 134–147.
  5. Каминский И.В., Веракса А.Н. Ракурс психического образа и его роль в мысленной проработке двига‐ тельных навыков // Вестник СПбГУ. Сер. 16. Пси‐ хология. Педагогика. 2016. No 2. С. 27–37.
  6. Каминский И.В. Контроль ракурса образов как средство повышения эффективности мысленной проработки двигательных навыков // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2015. No 4. С. 83–97.
  7. Каминский И.В. Различные аспекты психологиче‐ ской подготовки лыжников‐гонщиков // Нацио‐ нальный психологический журнал. 2013. No 2 (10). С. 117–126.
  8. Новикова Н.Б. Применение видеоанализа в про‐ цессе научно‐методического обеспечения сборной команды России по лыжным гонкам // Итоговый сборник Всероссийской научно‐практической конференции с международным участием “Ито‐ ги выступления спортивных сборных команд Рос‐ сийской Федерации на XXII Олимпийских зимних играх в г. Сочи”. 2014. С. 130–134.
  9. Раменская Т.И. Техническая подготовка лыжника: Учебно‐практическое пособие. М.: ФиС, 1999.
  10. Abelson R.P. Does a story understander need a point of view? // Theoretical issues in natural language processing / R. Schank, B.I. Nash‐Webber (Eds.). Washington, DC: Association for Computational Linguistics, 1975. P. 140–143.
  11. Abernethy B., Summers J.J., Ford S. Issues in the Measurement of Attention // Advances in Sport and Exercise Psychology Measurement / J.L. Duda (Ed.). Morgantown WV: Fitness Information Technology, 1998. P. 173–194.
  12. Collet C., Guillot A. The Development of Internal and External Imagery Perspectives: Interactions Among Intrinsic and Extrinsic Factors // Journal of Mental Imagery. 2012. Vol. 36. No 1. P. 39–44.
  13. A.R. Descartes’ error: Emotion, reason and the human brain. New York: Grosset/Putnam, 1994.
  14. Farb N.A S., Segal Z.V., Mayberg H., Bean J., McKeon D., Fatima Z., Anderson A.K. Attending to the present: Mindfulness meditation reveals distinct neural modes of self‐reference // Social Cognitive and Affective Neuroscience. 2007. N2. P. 313–322.
  15. Fiske S.T., Taylor S.E., Etcoff N.L., Laufer J.K. Imaging, empathy, and causal attribution // J. Exp. Soc. Psychol. 1979. No 15. P. 356–377.
  16. Forgati L.A., Morris T. Aspects of imagery in sports // Proceedings of the XI European Congress of Sport Psychology, 60. Copenhagen, Denmark. 2003.
  17. Gallagher S. Philosophical conceptions of the self: Implications for cognitive science // Trends in Cognitive Sciences. 2000. N4. P. 14–21.
  18. Glencross D.J. Control and capacity in the study of skill // Psychology and sport / D.J. Glencross (Ed.). Sydney: McGrow Hill, 1978. P. 72–96.
  19. Hanin Y. Psychological Factors in Cross Country Skiing // Handbook of Sports Medicine and Science: Cross Country Skiing / H. Rusko (Ed.). Oxford, UK: Blackwell Science Ltd, 2008. P. 176–188.
  20. Hardy L., Callow N. Efficacy of external and internal visual imagery perspectives for the enhancement of performance on tasks in which form is important // Journal of Sport and Exercise Psychology. 1999. N21. P. 95–112.
  21. Kahneman D. Attention and effort. Englewood Cliffs, NJ: Prentice‐Hall, 1973.
  22. Libby L.K., Eibach R.P. Visual perspective in mental imagery: A representational tool that functions in judgment, emotion, and self‐insight // Advances in Experimental Social Psychology / M.P. Zanna, J.M. Olson (Eds.). San Diego: Academic Press, 2011. Vol. 44. P. 185–245.
  23. Mahoney M.J., Avener M. Psychology of the elite athlete: An exploratory study // Cognitive Therapy and Research. 1977. No 1. P. 135–141.
  24. McIsaac H.K., Eich E. Vantage point in episodic memory // Psychonomic Bulletin and Review. 2002. No 9. P. 144–150.
  25. Morris T., Spittle M. A default hypothesis of the development of internal and external imagery perspectives // Journal of mental imagery. 2012. N36 (1–2). P. 1–30.
  26. Nideffer R.M. Use of the Test of Attentional and Interpersonal Style in Sport // The Sport Psychologist. 1990. No 4. P. 285–300.
  27. Olsson C.-J., Jonsson B., Nyberg L. Internal imagery training in active high jumpers // Scandinavian Journal of Psychology. 2008. N49. P. 133–140.
  28. Shiffrin R.M., Schneider W. Controlled and automatic human information processing: II. Perceptual learning, automatic attending, and a general theory // Psychol. Rev. 1977. No 84. P. 127–190.
  29. Spittle M. Preference for imagery perspective, imagery perspective training and task performance: A thesis ... for the degree of Doctor of Philosophy. Melbourne, 2001.
  30. Thanikkal S.J., Morris T., Ciorciari J. Using mirror neuron activity to study imagery in movement and sport // Meeting new challenges and bridging cultural gaps in sport and exercise psychology / A. Baria, E.H. Naoli, M. Madani, A. Essiyedali, M. Aragon, A.E. Ouartassi (Eds.) XII‐th ISSP World Congress of Sport and Exercise Psychology. Marrakech, Morocco, 2009.
  31. Vallacher R.R., Wegner D.M. What do people think they are doing? Action identification and human behavior // Psychol. Rev. 1987. Vol. 94. No . 1. P. 3–15.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести