- Код статьи
- S0205-95920000377-1-1
- DOI
- 10.31857/S20000377-1-1
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Аннотация
- Приведены данные эмпирического исследования роли в профессиональном педагогическом мышлении (ППМ) метапознания как способности субъекта анализировать свои мыслительные стратегии и управлять своими когнитивными процессами. Метапознание определяется через два его ключевых компонента: самооценку познания (метакогнитивные знания) и самоуправление познанием (метакогнитивную активность). Изучено взаимодействие компонентов метапознания, выделенных авторами, и уровней профессионального педагогического мышления (ситуативного и надситуативного) у 59 преподавателей вузов (21 мужчина и 38 женщин). Использованы методики "Оценка метакогнитивных знаний и метакогнитивной активности" (Ю.В. Пошехонова, М.М. Кашапов) и "Методика выявления ситуативного/надситуативного уровня педагогического мышления" (Кашапов М. М., Киселева Т. Г.). Проведен психолого-педагогический эксперимент, направленный на совершенствование профессионального педагогического мышления преподавателей вуза. По итогам исследования установлена закономерность, в соответствии с которой уровень ППМ преподавателя вуза умеренно и прямо влияет на их метакогнитивную активность: преподаватели вуза с надситуативным ППМ характеризуются более высоким уровнем метакогнитивной активности, чем преподаватели с ситуативным ППМ. Показано, что не все компоненты метапознания взаимосвязаны с профессиональным педагогическим мышлением. Уровень профессионального педагогического мышления связан с развитыми и активно используемыми навыками управления собственными когнитивными процессами, и практически не зависит от имеющихся у субъекта метакогнитивных знаний.
- Ключевые слова
- метапознание, профессиональное педагогическое мышление, метакогнитивные знания, метакогнитивная активность.
- Дата публикации
- 01.08.2025
- Всего подписок
- 4
- Всего просмотров
- 573