РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА РАЗВИТИЯ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ПСИХОЛОГИИ СУБЪЕКТА
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА РАЗВИТИЯ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ПСИХОЛОГИИ СУБЪЕКТА
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000380-5-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Подводятся итоги научной работы лаборатории психологии развития Института психологии РАН за 2012-2016 гг. Анализируются теоретические разработки лаборатории: в том числе системно-субъектный и субъектно-аналитический подходы, отражающие развитие психологии субъекта в психологии. Данные подходы реализуют принцип развития в современном обогащенном и расширенном варианте через принципы субъектности, системности, непрерывности, неопределенности. Раскрывается возможность создания интегративной психологии развития субъекта. В представленных результатах экспериментальных исследований проводится верификация теоретических гипотез, а также обобщение и уточнение основных теоретических подходов.
Ключевые слова
принцип развития, принцип субъектности, системно-субъектный подход, субъектно-аналитический подход, контроль поведения, модель психического, экзистенциальный опыт
Классификатор
Всего подписок
4
Всего просмотров
559
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S0205-95920000380-5-1 Дата внесения исправлений в статью - 07.10.2020
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Анцыферова Л.И. Методологические проблемы психологии развития // Принцип развития в психологии / Отв. ред. Л.И. Анцыферова. М.: Наука, 1978. С. 3–20. Antsyferova L. I. Metodologichesk ie problemy psikhologii razvitiya // Printsip razvitiya v psikhologii / Otv. red. L.I. Antsyferova. Moscow: Nauka, 1978. P. 3–20.
  2. Асмолов А.Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия // Психол. исследования: электрон. науч. журн. 2015. Т. 8. № 40. С. 1. URL: http://psystudy.ru/index.php/ num/2015v8n40/1109-asmolov40.html (дата обращения: 16.02.2016). Asmolov A. G. Psikhologiya sovremennosti: vyzovy neopredelennosti, slozhnosti i  raznoobraziya // Psikhol. issledovaniya: elektron. nauch. zhurn. 2015. Vol. 8. № 40. P.  1. URL: http://psystudy.ru/index. php/num/2015v8n40/1109-asmolov40.html (data obrascheniya: 16.02.2016).
  3. Вантеева Е.В., Сергиенко Е.А. Динамика контроля поведения в процессе адаптации детей к детскому саду // Психология и психотехника. 2015. № 5. С. 511–522. Vanteeva E. V., Sergienko E. A.Dinamika kontrolya povedeniya v protsesse adaptatsii detei k detskomu sadu // Psikhologiya i  psikhotekhnika. 2015. № 5. P. 511–522.
  4. Виленская Г.А. Развитие контроля поведения у детей 3–6 лет // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции в  5  томах: Т.  4. / Отв. ред. Д.Б. Богоявленская. М.: Когито-Центр, 2015. С. 101–103. Vilenskaya G.A. Razvitie kontrolya povedeniya u detei 3–6 let // Ot istokov k sovremennosti: 130 let organizatsii psikhologicheskogo obshchestva pri Moskovskom universitete: Sbornik materialov yubileinoi konferentsii v 5 tomakh: Vol. 4. / Otv. red. D.B. Bogoyavlenskaya. Moscow: Kogito-Tsentr, 2015. P. 101–103.
  5. Виленская Г.А., Никитина Е.А. Привлекательность детских лиц и взаимодействие матери и ребенка // Семья, брак и родительство в современной России / Под ред. А.В. Махнача, К.Б. Зуева. М.: Издво “Институт психологии РАН”, 2015. С. 307–314. Vilenskaya G.A., Nikitina E.A. Privlekatel’nost’ detskikh lits i vzaimodeistvie materi i rebenka // Sem’ya, brak i  roditel’stvo v sovremennoi Rossii / Pod red. A.V. Makhnacha, K.B. Zueva. Moscow: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”, 2015. P. 307–314.
  6. Гусельцева М.С. Культурно-аналитический подход в психологии и методологии междисциплинарных исследований // Вопросы психологии. 2009. № 5. С. 17–27. Gusel'tseva M.S. Kul'turno-analiticheskii podkhod v psikhologii i  metodologii mezhdistsiplinarnykh issledovanii // Voprosy psikhologii. 2009. № 5. P. 17–27.
  7. Гусельцева М.С. Принцип развития в психологии: вызовы полипарадигмальности и трансдисциплинарности // Принцип развития в современной психологии / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2016. Gusel'tseva M.S. Printsip razvitiya v psikhologii: vyzovy poliparadigmal'nosti i transdistsiplinarnosti // Printsip razvitiya v sovremennoi psikhologii / Otv. red. A.L. Zhuravlev, E.A. Sergienko. Moscow: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”, 2016.
  8. Знаков В.В. Многомерный мир человека: типы реальности, понимания и  социального знания // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2012. № 3. С. 18–29. Znakov V.V. Mnogomernyi mir cheloveka: tipy real'nosti, ponimaniya i sotsial'nogo znaniya // Vestnik Mosk. unta. Ser. 14. Psikhologiya. 2012. № 3. P. 18–29.
  9. Знаков В.В. Теоретические основания психологии человеческого бытия // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 2. С. 29–38. Znakov V. V. Teoreticheskie osnovaniya psikhologii chelovecheskogo bytiya // Psikhologicheskii zhurnal. 2013. Vol. 34. № 2. P. 29–38.
  10. Знаков В.В. Психология понимания мира человека. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2016. Znakov V.V. Psikhologiya ponimaniya mira cheloveka. Moscow: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”, 2016.
  11. Киселева Т.С., Сергиенко Е. А. Эмоциональный интеллект как фактор эффективности жизнедеятельности человека // Бизнес-анализ и  поведенческая экономика: Межвузовский сборник научных трудов и результатов совместных научно-исследовательских проектов. М.: ТЕЗАУРУС, 2015. С. 151–161.
  12. Корнилова Т.В. Принцип неопределенности в психологии выбора и риска // Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 40. С. 3. URL: http://psystudy. ru (дата обращения: 15.01.2016). Kornilova T.V. Printsip neopredelennosti v psikhologii vybora i riska // Psikhologicheskie issledovaniya. 2015. Vol. 8. № 40. P.  3. URL: http://psystudy.ru (data obrashcheniya: 15.01.2016).
  13. Крюкова Т.Л., Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А. Основные направления психологических исследований совладающего поведения (вместо предисловия) // Совладающее поведение: современное состояние и перспективы. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2008. С. 7–19. Kryukova T. L., Zhuravlev A. L., Sergienko E. A. Osnovnye napravleniya psikhologicheskikh issledovanii sovladayushchego povedeniya (vmesto predisloviya) // Sovladayushchee povedenie: sovremennoe sostoyanie i  perspektivy. Moscow: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”, 2008. P. 7–19.
  14. Лебедева Е.И. Понимание ментального мира в младшем школьном возрасте // Психология – наука будущего. Материалы VI Международной конференции молодых ученых “Психология – наука будущего”, 19–20 ноября 2015 г., Москва / Под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2015. С. 248–251. Lebedeva E.I. Ponimanie mental’nogo mira v mladshem shkol’nom vozraste // Psikhologiya – nauka budushchego. Materialy VI Mezhdunarodnoi konferentsii molodykh uchenykh “Psikhologiya – nauka budushchego”, 19–20 noyabrya 2015 g., Moskva / Pod red. A. L. Zhuravleva, E. A. Sergienko. M.: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”, 2015. P. 248–251.
  15. Мелехин А.И., Сергиенко Е. А. Субъективный возраст как предиктор жизнедеятельности в поздних возрастах // Электронный журнал “Современная зарубежная психология”. 2015. Т. 4. № 3. С. 6–14. http://psyjournals.ru/jmfp/2015/n3/79056.shtml (дата обращения: 22.02.2016). Melekhin A. I., Sergienko E. A. Sub”ektivnyi vozrast kak prediktor zhiznedeyatel'nosti v pozdnikh vozrastakh // Elektronnyi zhurnal “Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya”. 2015. Vol. 4. № 3. P. 6–14. http://psyjournals.ru/jmfp/2015/n3/79056.shtml (data obrashcheniya: 22.02.2016).
  16. Мелехин А.И., Сергиенко Е.А. Специфика социального познания в пожилом возрасте // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 4. С. 60–77. Melekhin A. I., Sergienko E. A. Spetsifika sotsial'nogo poznaniya v pozhilom vozraste // Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo. 2015. Vol. 6. № 4. P. 60–77.
  17. Павлова Н.С., Сергиенко Е. А. Субъектная и  личностная регуляция поведения как проявление индивидуальности человека // Психологический журнал. 2016. Т. 36. № 2. С. 43–56. Pavlova N. S., Sergienko E . A. Sub”ek tn aya i lichnostnaya regulyatsiya povedeniya kak proyavlenie individual'nosti cheloveka // Psikhologicheskii zhurnal. 2016. Vol. 36. № 2. P. 43–56.
  18. Поддьяков А.Н. Компликология: создание развивающих, диагностирующих и деструктивных трудностей. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. Podd'yakov A.N. Komplikologiya: sozdanie razvivayushchikh, diagnostiruyushchikh i destruktivnykh trudnostei. Moscow: Izd. dom Vysshei shkoly ekonomiki, 2014.
  19. Принцип развития в современной психологии / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: “Институт психологии РАН”. 2016. Printsip razvitiya v sovremennoi psikhologii / Otv. red. A.L. Zhuravlev, E.A. Sergienko. M.: “Institut psikhologii RAN”. 2016.
  20. Прохоров А.О. Рефлексивный слой психического состояния // Мир психологии. 2006. № 2. С. 38–49. Prokhorov A. O. Ref leksivnyi sloi psikhicheskogo sostoyaniya // Mir psikhologii. 2006. № 2. P. 38–49.
  21. Психологические исследования проблем современного российского общества / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2013. Psikhologicheskie issledovaniya problem sovremennogo rossiiskogo obshchestva / Otv. red. A.L. Zhuravlev, E.A. Sergienko. Moscow: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”, 2013.
  22. Психологические проблемы современного российского общества / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2012. Psikhologicheskie problemy sovremennogo rossiiskogo obshchestva / Otv. red. A.L. Zhuravlev, E.A. Sergienko. Moscow: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”, 2012.
  23. Психология: современные направления междисциплинарных исследований: Материалы научной конференции. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2003. P s i k h o l o g i y a : s o v r e m e n n y e n a p r a v l e n i y a mezhdistsiplinarnykh issledovanii: Materialy nauchnoi konferentsii. M.: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”, 2003.
  24. Психология человека и  общества: научно-практические исследования / Под ред. Журавлева А.Л., Сергиенко Е.А., Тарабриной Н.В. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2014. Psikhologiya cheloveka I  obschestva: nauchnopracticheskie issledovaniya / Pod red. Zhuravleva A.L., Sergienko E. A., Tarabrinoy N. V. Moscow: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”, 2014.
  25. Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М.: ПЕР СЭ, 2002. Psikhologiya individual’nogo i gruppovogo sub”ekta / Pod red. A.V. Brushlinskogo, M.I. Volovikovoi. Moscow: PER SE, 2002.
  26. Сергиенко Е.А., Виленская Г.А., Ковалева Ю.В. Контроль поведения как субъектная регуляция. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2010. Sergienko E.A., Vilenskaya G.A., Kovaleva Yu.V. Kontrol' povedeniya kak sub”ektnaya regulyatsiya. Moscow: Izdvo “Institut psikhologii RAN”, 2010.
  27. Сергиенко Е.А., Ветрова И. И. Тест Дж. Мэейера, П. Сэловея и Д. Карузо “Эмоциональный интеллект” (MSCEIT v. 2.0.). Руководство. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2010. Sergienko E. A., Vetrova I. I. Test Dzh. Meeiera, P. Seloveya i  D. Karuzo “Emotsional’nyi intellekt” (MSCEIT v. 2.0.). Rukovodstvo. Moscow: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”, 2010.
  28. Сергиенко Е.А. Системно-субъектный подход: обоснование иперспектива. // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 1. С. 120–132. Sergienko E. A. Sistemno-sub”ektnyi podkhod: obosnovanie i perspektiva. // Psikhologicheskii zhurnal. 2011. Vol. 32. № 1. P. 120–132.
  29. Сергиенко Е.А. Принципы психологии развития: современный взгляд // Психологические исследования. 2012. Т. 5. № 24. С. 1. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 14.09.2016). Sergienko E. A. Printsipy psikhologii razvitiya: sovremennyi vzglyad // Psikhologicheskie issledovaniya. 2012. Vol. 5. № 24. P. 1. URL: http://psystudy.ru (data obrashcheniya: 14.09.2016).
  30. Сергиенко Е.А. Субъективный и хронологический возраст человека // Психологические исследования. 2013. № 30. С. 10. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 14.09.2016). Sergienko E. A. Sub”ektivnyi i  khronologicheskii vozrast cheloveka // Psikhologicheskie issledovaniya. 2013. № 30. P.  10. URL: http://psystudy.ru (data obrashcheniya: 14.09.2016).
  31. Сергиенко Е.А. Соотношение функций субъекта и личности в период взрослости // Психологические исследования проблем современного российского общества / Под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2013. С. 254–283. Sergienko E. A. Sootnoshenie funktsii sub”ekta i  lichnosti v period vzroslosti // Psikhologicheskie issledovaniya problem sovremennogo rossiiskogo obshchestva / Pod red. A. L. Zhuravleva, E. A. Sergienko. Moscow: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”, 2013. P. 254–283.
  32. Сергиенко Е.А. Психология развития: идеи Л.И. Анцыферовой и их разработка (к 90-летию со дня рождения Л.И. Анцыферовой) // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 6. С. 25–34. Sergienko E. A. Psikhologiya razvitiya: idei L.I. Antsyferovoi i ikh razrabotka (k 90-letiyu so dnya rozhdeniya L.I. Antsyferovoi) // Psikhologicheskii zhurnal. 2014. Vol. 35. № 6. P. 25–34.
  33. Сергиенко Е.А. Модель психического как парадигма познания социального мира // Психологические исследования. 2014. № 36. С.  6. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 14.09.2016). Sergienko E.A. Model' psikhicheskogo kak paradigma poznaniya sotsial'nogo mira // Psikhologicheskie issledovaniya. 2014. № 36. P. 6. URL: http://psystudy. ru (data obrashcheniya: 14.09.2016).
  34. Сергиенко Е.А., Киреева Ю.Д. Индивидуальные варианты субъективного возраста и их взаимосвязи с факторами временной перспективы и качеством здоровья // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 3. С. 39–51. Sergienko E.A., Kireeva Yu.D. Individual'nye varianty sub”ektivnogo vozrasta i ikh vzaimosvyazi s faktorami vremennoi perspektivy i  kachestvom zdorov'ya // Psikhologicheskii zhurnal. 2015. Vol. 36. № 3. P. 39–51.
  35. Сергиенко Е.А., Мелехин А.И. Модель психического: гетерогенность изменений в пожилом и старческом возрасте // Человек. Сообщество. Управление. 2016. Т. 17. № 1. С. 26–42. Sergienko E.A., Melekhin A. I. Model’ psikhicheskogo: geterogennost’ izmenenii v pozhilom i  starcheskom vozraste // Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie. 2016. Vol. 17. № 1. P. 26–42.
  36. Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2008. Sovladayushchee povedenie: Sovremennoe sostoyanie i  perspektivy. Moscow: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”, 2008.
  37. Стресс, выгорание, совладание в  современном контексте. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2011 Stress, vygoranie, sovladanie v sovremennom kontekste. M.: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”, 2011.
  38. Уланова А.Ю., Сергиенко Е. А. Информационная успешность коммуникации на разных этапах развития модели психического // Экспериментальная психология. 2015. Т. 8. № 1. С. 60–72. Ulanova A.Yu., Sergienko E. A. Informatsionnaya uspeshnost' kommunikatsii na raznykh etapakh razvitiya modeli psikhicheskogo // Eksperimental'naya psikhologiya. 2015. Vol. 8. № 1. P. 60–72.
  39. Уланова А.Ю., Сергиенко Е. А. Развитие представлений о  ментальном и  физическом в  пересказах детей дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. URL: http://www.science-education.ru/121–17834 (дата обращения: 16.03.2015). Ulanova A.Yu., Sergienko E. A. Razvitie predstavlenii o mental'nom i  fizicheskom v pereskazakh detei doshkol'nogo vozrasta // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. № 1. URL: http://www. science-education.ru/121–17834 (data obrashcheniya: 16.03.2015).
  40. Феномен и категория зрелости в психологии / Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2007. Fenomen i kategoriya zrelosti v psikhologii / Pod red. A.L. Zhuravleva, E.A. Sergienko. Moscow: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”, 2007.
  41. Чистякова Н.В., Сергиенко Е.А. Генотип-средовое взаимодействие: молекулярно-генетический подход к изучению волевого контроля в период беременности // Российский психологический журнал, 2012. Т. 9. № 4. С. 22–33. Chistyakova N. V., Sergienko E. A. Genotip-sredovoe vzaimodeistvie: molekulyarno-geneticheskii podkhod k izucheniyu volevogo kontrolya v period beremennosti // Rossiiskii psikhologicheskii zhurnal, 2012. Vol. 9. № 4. P. 22–33.
  42. Холодная М. А. Когнитивные стили: О  природе индивидуального ума. Уч. пособие. М.: ПЕРСЭ, 2002. Kholodnaya M. A. Kognitivnye stili: O prirode individual’nogo uma. Uch. posobie. Moscow: PERSE, 2002.
  43. Barak B. Age identity: A cross-cultural global approach // Intern. journ. of behavioral development. 2009. Vol. 33. N.1. P. 2–11.
  44. Overton W.F., Ennis M. D. Cognitive-developmental and behavior-analytic theories: Evolving into complementarity // Human Development. 2006. Vol. 49. P. 143–172.
  45. Sameroff A. A unified theory of development: a dialectic integration of nature and nurture // Child Development. 2010. Vol. 81. N. 1. P. 6–22.
  46. Thelen E., Bates E. Connectionism and dynamic systems: are they really different? // Developmental Science. 2003. Vol. 6. Issue 4. P. 378–392.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести