- Код статьи
- S0205-95920000392-8-1
- DOI
- 10.31857/S20000392-8-1
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Аннотация
Сопоставлены две формы внешней учебной мотивации - мотивация уважения другими людьми и мотивация самоуважения. На материале изучения профилей учебной мотивации старшеклассников (N = 315) показано, что мотивация самоуважения является характерным типом учебной мотивации, который в отличие от других типов внешней мотивации выступает предиктором учебной настойчивости, в свою очередь вносящей позитивный вклад в академические достижения. В целом вклад мотивации самоуважения в успешность старшеклассников меньше, чем у внутренней мотивации, ввиду довольно узкого спектра позитивных последствий, связанных преимущественно с настойчивостью, а её место в мотивационном профиле школьников из высокорейтинговых школ существенно ниже, чем у учащихся обычных школ. С другой стороны, мотивация уважения другими людьми (родителями), в отличие от мотивации самоуважения, не вносит вклада в настойчивость старшеклассников и негативно сказывается на их успеваемости. Из полученных результатов следует, что мотивация самоуважения является наилучшим из доступных побудителей при слабости внутренней мотивации или решении рутинных задач. Исследование проведено за счет субсидии НИУ ВШЭ в рамках господдержки ведущих университетов РФ в целях повышения их конкурентоспособности среди мировых научно-образовательных центров.
- Ключевые слова
- Мотивация самоуважения, мотивация уважения другими, теория самодетерминации, настойчивость, академические достижения, учебный обман, старшеклассники
- Дата публикации
- 01.08.2025
- Всего подписок
- 1
- Всего просмотров
- 804