РЕФЛЕКСИЯ И ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ПРИ РАЗНЫХ ФОРМАХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
РЕФЛЕКСИЯ И ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ПРИ РАЗНЫХ ФОРМАХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000392-8-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
В контексте изучения рефлексивной регуляции состояний представлены результаты исследования взаимосвязи между рефлексией и психическими состояниями в деятельности студентов. В эмпирическом исследовании приняли участие студенты 2-3 курсов гуманитарной (75 человек: 18 юношей и 57 девушек) и естественнонаучной (73 человека: 31 юноша и 42 девушки) специальностей, средний возраст 19 лет. Использовался комплекс методик, направленных на диагностику когнитивной и регулятивной составляющих рефлексии, измерения психических состояний, а также оригинальная методика диагностики рефлексивных процессов. Установлено, что прямые и обратные связи рефлексии и состояний характеризуются нелинейностью отношений. Показано, что взаимосвязи рефлексии и состояний опосредуются спецификой учебной деятельности студентов: направленностью и формами обучения.
Ключевые слова
Рефлексия, психическое состояние, регуляция, учебная деятельность, взаимоотношения
Классификатор
Всего подписок
1
Всего просмотров
602
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S0205-95920000392-8-1 Дата внесения исправлений в статью - 09.10.2020
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Белан Е.А. Рефлексия психических состояний как ситуация жизнедеятельности личности//Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики: Материалы IV Международной научно-практической конференции. КГУ, 12-14 ноября 2009 г./Под ред. С.В. Петрушина. Казань: Отечество, 2009. С. 163-165.
  2. Голицын Г.А. Рефлексия как фактор развития//Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования/Отв. ред. И.С. Ладенко. Новосибирск: Наука, 1987. С. 54-60.
  3. Давыдов В.В., Зак А.З. Уровень планирования как условие рефлексии//Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования/Отв. ред. И.С. Ладенко. Новосибирск: Наука, 1987. С. 222228.
  4. Знаков В.В. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциальная проблема//Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 1. С. 18-28.
  5. Ильясов И.И., Можаровский А.Л. Рефлексия как условие формирования научно нормированных способов познавательной деятельности//Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования/Отв. ред. И.С. Ладенко. Новосибирск: Наука, 1987. С. 113-121.
  6. Карпов А.В. Закономерности структурной организации рефлексивных процессов//Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 6. С. 21-25.
  7. Карпов А.В. Психологические закономерности взаимосвязи процессов мышления и метамышления//Мир психологии. 2014. Т. 77. № 1. С. 32-45.
  8. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2004.
  9. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология метакогнитивных процессов личности. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2005.
  10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Издательский центр “Академия”, 2004.
  11. Мальская О.Е., Сидельникова А.А. Особенности осознания студентами учебной деятельности//Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования/Отв. ред. И.С. Ладенко. Новосибирск: Наука, 1987. С. 84-92.
  12. Мирзиев И.Х. Особенности саморегуляции отрицательных психических состояний в обыденной жизнедеятельности субъекта: Дисс.. канд. психол. наук. Казань, 2002.
  13. Моросанова В.И., Коноз Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 118-127.
  14. Орлов Ю.М. Саногенное мышление/Сост. A.B. Ребенок, О.Ю. Орлова. Серия: Управление поведением, кн. 1. М.: Слайдинг, 2003.
  15. Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. М.: Знание, 1986.
  16. Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности. М.: ПЕР СЭ, 2004. С. 142-147.
  17. Прохоров А.О. Смысловая регуляция психических состояний//Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 2. С. 5-18.

 

  1. Прохоров А.О., Чернов А.В. Взаимоотношение рефлексивных процессов и психических состояний в различных формах учебной деятельности/V съезд Общероссийской общественной организации “Российское психологическое общество”: материалы участников съезда. Т. 1. М.: Изд-во РПО, 2012. С. 475.
  2. Прохоров А.О., Чернов А.В. Влияние рефлексии на психические состояния студентов в процессе учебной деятельности//Экспериментальная психология. 2014. Т. 7. № 2. С. 82-93.
  3. Реан A.A. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика/Сост. А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006.
  4. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитии личности // Вопросы психологии. 1983. № 1. С. 35-42.
  5. Сергеева О.А. Социально-педагогическое сопровождение развития эмоциональной сферы старшеклассников // Ярославский педагогический вестник. 2010. № 4. С. 19-23.
  6. Феофанов В.Н. Развитие рефлексивности у студентов вузов//Оценка эффективности высшего образования. Оренбург: ОГПУ, 2003. С. 76-82.
  7. Шаров А.С. О-граниченный человек: значимость, активность, рефлексия. Омск: ОГПУ, 2000.
25. Юсупов М.Г. Взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов в ходе учебной деятельности студентов: Дисс. канд. психол. наук. Казань, 2009.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести