МЕНТАЛЬНЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ВАХТЫ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА
МЕНТАЛЬНЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ВАХТЫ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000392-8-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Целью исследования стало выявление ментальных репрезентаций вахты и описание на их основе эффективных адаптивных стратегий. Предполагалось, что процессуальные и результативные характеристики эффективных и неэффективных адаптивных стратегий работающих вахтовым методом проявляются в их ментальных репрезентациях и могут быть измерены и описаны с позиций когнитивного подхода, благодаря чему могут служить основой технологии когнитивной саморегуляции. Для выявления ментальных репрезентаций вахты использовались: семантический дифференциал Осгуда, репертуарные решетки Келли, визуальные образы-метафоры, проективные рисуночные методики (N = 116). Эффективность адаптивных стратегий определялась по стажу вахтовой работы. На основе описания семантических пространств работающих вахтовым методом и предпочитаемых ими образов-метафор были получены требуемые характеристики, главная из которых для эффективной адаптивной стратегии (стажисты[10][11]) - это невысокая амплитуда колебаний “напряжение-расслабление” в течение вахты, а для неэффективной адаптивной стратегии (адаптанты[12]) - авральная стратегия выполнения работ с последующим этапом глубокой релаксации, из которого сложно выйти в рабочий режим.
Ключевые слова
ментальная репрезентация вахты вахтовый метод адаптивная стратегия когнитивные механизмы саморегуляции стажисты адаптанты решетка Дж. Келли визуальный образ-метафора
Классификатор
Всего подписок
1
Всего просмотров
582
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S0205-95920000392-8-1 Дата внесения исправлений в статью - 13.10.2020
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Абрамов Д.В. Психолого-акмеологическое моделирование репрезентаций, ответственных за стратегию поведения: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Ульяновск, 2003.
  2. Афанасьева Н.Р. Основы комплексного исследования образных репрезентаций внутреннего мира человека: На материале русской и англоязычной психологической прозы: Автореф. дисс. канд. филол. наук. Омск, 2006.
  3. Баевский P.M., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М.: Медицина, 1997.
  4. Белых С.Л., Мильчакова С.И. Способность к воссозданию визуального образа по тактильному восприятию//Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 3. С.120-127.
  5. Белых С.Л., Симонова Н.Н., Корнеева Я.А., Войтехович Т.С. Ментальная репрезентация аспектов вахтового труда у социально адаптированных рабочих//Пятая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов: В 2 т. Калининград, 1824 июня 2012 г. Калининград, 2012. Т. 1. С. 241-242.
  6. Владимиров И.Ю. Особенности строения и функционирования ментальной модели партнера по общению: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Ярославль, 2004. 19 с.
  7. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995.
  8. Кондратова Н.А. Субъективная репрезентация жизненного пространства личности: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 2009.
  9. Корнеева Я.А., Симонова Н.Н., Дегтева Г.Н., Дубинина Н.И. Стратегии адаптации вахтовых работников на Крайнем Севере//Экология человека. 2013. № 9. С. 9-16.
  10. Куликов Л.В. Проблема описания психических состояний: вступительная статья//Психические состояния/Сост. и общая ред. Л.В. Куликова. СПб.: Питер, 2000. С. 11-42.
  11. Лебедева Е.В. Особенности восприятия времени людьми пожилого и старческого возраста: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Екатеринбург, 2004.
  12. Логический анализ языка. Языки пространств/Отв. ред.: Н.Д. Арутюнова, И.Б. Левонтина. М.: Языки русской культуры, 2007.
  13. Панкова С.Ю. Представления о пространстве и времени людей, проживающих в различных географических условиях: Автореф. дис. канд. психол. наук. Южно-Сахалинск, 2009.
  14. Панюкова Ю.Г. Психологическая репрезентация пространственно-предметной среды: (Системно-структурная организация, возрастные и индивидуальные особенности): Автореф. дисс.. д. психол. наук. Москва, 2004.
  15. Прохоров А.О. Рефлексивная регуляция психических состояний//Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 6 (154). С. 244-257.
  16. Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы/Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2007.
  17. Ребеко Т.А. Модели телесного Я у женщин//Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: традиции и перспективы: Мат. Всер. науч.-практ. конф. В 3 ч. Ч. I/Отв. ред. А.В. Карпов. Ярославль: ЯрГУ им. П.Г.Демидова, 2011.
  18. Рыбников О.Н. Психофизиология профессиональной деятельности. Учебник. М.: Академия, 2010.
  19. Сазонов Д.Н. Социально-психологические особенности репрезентации городской пространственно-предметной среды у жителей города: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Белгород, 2009.
  20. Семенова М.Н. Ментальные репрезентации времени и пространства: Дисс. канд. психол. наук. Екатеринбург, 2001.
  21. Симонова Н.Н. Психология вахтового труда на Севере: монография. Архангельск: Поморский университет, 2010.
  22. Соболев С.И., Тарасова Л.Н. Концепция просоциального поведения З. Линдерберга//Личность и общество: актуальные проблемы педагогики и психологии. Матер. междун. заоч. науч.-пр. конференции (27 ноября 2012 г.). Новосибирск, 2012.
  23. Филимонова О.Ф. Жизненное пространство города: концептуальные основания и ментальные структуры: Автореферат дисс.. д. филос. н. Саратов, 2004.
  24. Франселла Ф., Баннистер Д.Ф. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методикам: Пер. с англ./Общ. ред. и предисл. Ю.М. Забродина и В.И. Похилько. М.: Прогресс, 1987.
  25. Цымбалюк А.Э. Ментальная репрезентация жизненных ситуаций в юношеском возрасте: Дисс.. канд. психол. наук. Ярославль, 2010.
  26. Hersey P, Blanchard K.H. Management of Organizational Behavior: Utilizing Human Resources (4th ed.). NJ: Prentice Hall, 1977.
  27. Lindenberg S. Prosocial Behavior, Solidarity, and Framing Processes//Solidarity and Prosocial Behavior. An Integration of Sociological and Psychological Perspectives. Springer US, 2006. Р. 23-45.
  28. Veenman M.J.V., Van Hout-Wolters B., Afflerbach P. Metacognition and learning: Conceptual and methodological considerations//Metacognition & Learning. 2006. V. 1. P. 3-14.

 

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести