ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОМЕТРИЧЕСКОГО ИНТЕЛЛЕКТА С ОРГАНИЗАЦИЕЙ МЕТАКОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ И КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОМЕТРИЧЕСКОГО ИНТЕЛЛЕКТА С ОРГАНИЗАЦИЕЙ МЕТАКОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ И КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000392-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Раскрывается и объясняется специфика взаимосвязи между уровнем развития психометрического интеллекта и основными параметрами метакогнитивной сферы личности. Установлен ее закономерный и достаточно стабильный характер, который описывается кривой типа “оптимума”. Показано, что наибольший уровень интеллекта сопряжен не с минимальными или максимальными значениями метакогнитивных процессов и качеств личности и их общей организацией, а со средней (оптимальной) их выраженностью. Представлена интерпретация установленной закономерности, в основе которой лежат три основные группы причин: 1) общесистемная закономерность, в соответствии с которой гиперорганизация системы мешает ее функционированию; 2) объективная сопряженность высокого уровня развития метакогнитивного контроля с рядом субъектных качеств, подавляющих интеллектуальные функции (нейротизм, когнитивная ригидность и др.); 3) трансформация отношений синергии между объективными закономерностями интеллекта и факторами метакогнитивного, т.е. субъектного, а значит, субъективного плана.
Ключевые слова
Метакогнитивные процессы, интеллект, функциональная организация, рефлексия, интегративные эффекты, метакогнитивизм, организационные закономерности, метакогнитивные качества
Классификатор
Всего подписок
1
Всего просмотров
593
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Волканевский С.В. Рефлексивность как детерминанта психического выгорания личности//Научный поиск. Ярославль: ЯрГУ. Т. 9, 2010. С. 72-78.
  2. Дружинин В.Н. Психология способностей: Избранные труды /Отв. ред. Журавлев А.Л., Холодная М.А., Шадриков В.Д. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2007.
  3. Карпов А.А. Общие способности в структуре метакогнитивных качеств личности. Ярославль: ЯрГУ, 2014.
  4. Карпов А.В. Закономерности структурной организации рефлексивных процессов//Психол. журн. 2006. Т. 27. № 6. С.18-29.
  5. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология метакогнитивных процессов личности. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2005.
  6. Карпов А.В. Психология сознания. М.: Изд-во РАО, 2011.
  7. Луковников Н.Н. Нарастание дифференциации как закономерность развития психических процессов//Психол. журн. 1985. Т. 6. № 1. С. 20-25.
  8. Месарович М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем. М.: Мир, 1973.
  9. Психология человека в современном мире. Том 4. Субъектный подход в психологии: история и современное состояние. Личность профессионала в обществе современных технологий/Отв. ред. А.Л. Журавлев и др. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2009.
  10. Сергиенко Е.А. От когнитивной психологии к психологии субъекта//Психол. журн. 2007. Т. 28. № 1. С. 17-28.
  11. Субботина Л. Ю. Психология защитного поведения. Ярославль: ЯрГУ, 2006.
  12. Субъектный подход в психологии/Под ред. А.Л. Журавлева, В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2009.
  13. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: ТГУ, 1997.
  14. Everson H.T., Tobias S. The ability to estimate knowledge and performance in college: A metacognitive analysis. In: H. J. Hartman (Ed), Metacognition in learning and Instruction. Netherlands: Kluwer Academic Publishers. 2001. P. 69-83.
  15. Felder R.M. Learning and Teaching Styles in Engineering Education./Engr. Education. 1988. 78(7). Р 674-681.
  16. Ferrari M., McBride H. Mind, Brain and Education: The Birth of a New Science. Learning Landscapes. 2001. № 5. P. 85-100.
  17. Flavell J.H. Metacognition and cognitive monitoring: a new area of cognitive-developmental inquiry. American Psychologist, 1979. № 1. Р. 46-62.
  18. Metacognition: Cognitive and Social Dimensions/Ed. By V. Yzerbyt et al. SAGE Publications. 2002.
  19. Metcalf J. Evolution of metacognition. In J. Dunlosky, R. Bjork (Eds.), Handbook of Metamemory and Memory. N.Y.: Psychology Press, 2008. Р. 29-46.
  20. Metcalfe J., Shimamura A.P. (Eds.). Metacognition: Knowing about Knowing. Cambridge, MA: MIT Press. 1994.
  21. Nelson T.O., Narens L. Metamemory: a theoretical framework and new findings. In G. Bower (Ed.), The Psychology of Learning and Motivation, V. 26. N. Y.: Academic Press. 1990. Р. 125-141.
  22. Pintrich R.R., DeGroot E.V. Motivational and selfregulated learning components of classroom academic performance, Journ. of Educational Psychology, 1990, 82. Р 33-40.
  23. Tobias S., Everson H. T. Knowing what you know and what you don't: further research on metacognitive knowledge monitoring. College Entrance Examination Board, N. Y., 2002.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести