СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СРЕДЫ И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СРЕДЫ И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000392-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Представлен информационно-аналитический обзор исследований, посвященных оценке роли общей и индивидуальной среды в развитии различных психологических признаков. Выявлены две отчетливые закономерности. Для признаков, развитие которых во многом зависит от особенностей речевого окружения (вербальные способности, показатели уровня развития навыков чтения и интеллект), роль общей среды сравнима с ролью индивидуальной, а в некоторых случаях даже ее превосходит. Однако для остальных исследованных психологических признаков (экстраверсия, нейротизм, импульсивность, склонность к поиску новизны, просоциальное и альтруистическое поведение, позитивная эмоциональность, лживость, депрессия, склонность к избеганию нанесения вреда, агрессия, антисоциальное и девиантное поведение, тревожность, проблемы экстернализационного и интернализационного типа, гиперактивность и дефицит внимания, профессиональные интересы, скорость и точность восприятия, память, пространственные и математические способности) индивидуальная среда оказалась намного важнее, чем общая. Несмотря на столь значимый вклад индивидуальной среды, до сих пор остается неясным, какие именно факторы лежат в ее основе. Проведенный анализ позволяет предположить, что индивидуальная среда слагается из двух компонентов: индивидуальной внешней среды, которая представляет собой совокупность внешних воздействий, специфичных именно для данного живого существа, и индивидуальной внутренней среды, которая охватывает различные стохастические молекулярные процессы, сопровождающие развитие данного организма (формирование синапсов, случайная моноаллельная экспрессия, возникновение соматических мутаций).
Ключевые слова
психогенетика, психологические признаки, средовая изменчивость, общая среда, индивидуальная среда.
Классификатор
Всего подписок
4
Всего просмотров
620
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Александров А.А. Психогенетика. СПб.: Питер, 2004.
  2. Барский Ф.И. Исследования среды в психогенетике // Вопросы психологии. 2009. № 3. С. 142–156.
  3. Веккер Л.М. Психические процессы. Т. 2. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976.
  4. Выготский Л.С. История развития высших психических функций / Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. С. 511–755.
  5. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка / Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. С. 828–891.
  6. Гарднер Г. Структура разума; теория множественного интеллекта: Пер. с англ. М.: ООО “И.Д. Вильямс”, 2007.
  7. Жаботинский А.М. Концентрационные автоколебания. М.: Наука, 1974.
  8. Козлова Е.А., Ахметова О.А., Слободская Е.Р. Стабильность и динамика личностных особенностей в детстве: значение пола и возраста // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 1. С. 33–40.
  9. Ляксо Е.Е., Фролова О.В. Развитие речи и формирование навыка чтения у детей: лонгитюдное исследование от рождения до 7 лет // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 3. С. 24–35.
  10. Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А. Психогенетика. Т. 1. СПб.: Питер, 2008.
  11. Неймарк Ю.И., Ланда П.С. Стохастические и хаотические колебания. М.: Наука, 1987.
  12. Пиаже Ж. Психология интеллекта. СПб.: Питер, 2004.
  13. Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. М.: Аспект Пресс, 2003.
  14. Струнников В.А. Третья изменчивость // Природа. 1989. № 2. С. 17–27.
  15. Тиходеев О.Н. Основы психогенетики. М.: Академия, 2011.
  16. Франк-Каменецкий Д.А. Кинетика сложных реакций // Успехи химии. 1941. Т. 10. С. 373–386.
  17. Холодная М.А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2012.
  18. Шредер М. Фракталы, хаос, степенные законы. Миниатюры из бесконечного рая. Ижевск: НИЦ “Регулярная и хаотическая динамика”, 2001.
  19. Akay T., Acharya H.J., Fouad K., Pearson K.G. Behavioral and electromyographic characterization of mice lacking EphA4 receptors // Journal Neurophysiol. 2006. V. 96. № 2. P. 642–651.
  20. Araten D.J., Krejci O., DiTata K., Wunderlich M., Sanders K.J., Zamechek L., Mulloy J.C. The rate of spontaneous mutations in human myeloid cells // Mutat Res. 2013. V. 749. № 1. P. 49–57.
  21. Asbury K., Almeida D., Hibel J., Harlaar N., Plomin R. Clones in the classroom: a daily diary study of the non-shared environmental relationship between monozygotic twin differences in school experience and achievement // Twin Res Hum Genet. 2008. V. 11. № 6. P. 586–595.
  22. Asbury K., Dunn J.F., Pike A., Plomin R. Nonshared environmental influences on individual differences in early behavioral development: A monozygotic twin differences study // Child Dev. 2003. V. 74. № 3. P. 933–943.
  23. Asbury K., Dunn J.F., Plomin R. Birthweight discordance and differences in early parenting relate to monozygotic twin differences in behaviour problems and academic achievement at age 7 // Developmental Sci. 2006. V. 9. № 2. P. F22–F31.
  24. Asbury K., Dunn J., Plomin R. The use of discordant MZ twins to generate hypotheses regarding nonshared environmental influence on anxiety in middle childhood // Soc Dev. 2006. V. 15. № 3. P. 564–570.
  25. Betsworth D.G., Bouchard Jr. T.J., Cooper C.R., Grotevand H.D., Hansen J.-I.C., Scarr S., Weinberg R.A. Genetic and environmental influences on vocational interests assessed using adoptive and biological families and twins reared apart and together // Journal Vocat Behav. 1994. V. 44. № 3. P. 263–278.
  26. Bezdjian S., Baker L.A., Tuvblad C. Genetic and environmental influences on impulsivity: a metaanalysis of twin, family and adoption studies // Clin Psychol Rev. 2011. V. 31. № 7. P. 1209–1223.
  27. Bouchard T.J., McGue M. Genetic and environmental influences on human psychological differences // J. Neurobiol. 2003. V. 54. № 1. P. 4–45.
  28. Braitenberg V., Schüz A. Cortex: statistics and geometry of neuronal connectivity. Springer, Berlin Heidelberg, 1998.
  29. Burgess H.A., Johnson S.L., Granato M. Unidirectional startle responses and disrupted left-right coordination of motor behaviors in robo3 mutant zebrafish // Genes Brain Behav. 2009. V. 8. № 5. P. 500–511.
  30. Burt S.A. Rethinking environmental contributions to child and adolescent psychopathology: A metaanalysis of shared environmental influences // Psychol. Bull. 2009. V. 135. № 4. P. 608–637.
  31. Burt S.A., McGue M., Iacono W.G., Krueger R.F. Differential parent-child relationships and adolescent externalizing symptoms: Cross-lagged analyses within a monozygotic twin differences design // Dev Psychol. 2006. V. 42. № 6. P. 1289–1298.
  32. Burt S.A., McGue M., Krueger R.F., Iacono W.G. Sources of covariation among the child-externalizing disorders: informant effects and the shared environment // Psychol Med. 2005. V. 35. № 8. P. 1133–1144.
  33. Centerwall B.S., Robinette C.D. Twin concordance for dishonorable discharge from the military: with a review of the genetics of antisocial behavior // Compr Psychiat. 1989. V. 30. № 5. P. 442–446.
  34. Changeux J.-P., Garey L. Neuronal man: the biology of mind. Princeton University Press, 1997.
  35. Chandler J.T., Plakos J. Spanish-speaking pupils classified as educable mentally retarded // Equity and excellence in education. 1969. V. 7. № 6. P. 28–33.
  36. Chess A. Random and non-random monoallelic expression // Neuropsychopharmacol. 2013. V. 38. № 1. P. 55–61.
  37. Clerc P., Avner P. New lessons from random X-chromosome inactivation in the mouse // Journal Mol Biol. 2011. V. 409. № 1. P. 62–69.
  38. Connell-Crowley L., Vo D., Luke L., Giniger E. Drosophila lacking the Cdk5 activator, p35, display defective axon guidance, age-dependent behavioral deficits and reduced lifespan // Mech Develop. 2007. V. 124. № 5. P. 341–349.
  39. Crosnoe R., Elder Jr. G.H. Adolescent twins and emotional distress: the interrelated influence of nonshared environment and social structure // Child Dev. 2002. V. 73. № 6. P. 1761–1774.
  40. Darsie M.L. The mental capacity of Americanborn Japanese children // Comparative Psychology Monographs. 1926. V. 3. № 19. P. 1–89.
  41. Davis O.S.P., Haworth C.M.A., Plomin R. Learning abilities and disabilities: generalist genes in early adolescence // Cogn Neuropsychiatry. 2009. V. 14. № 4–5. P. 312–331.
  42. De S. Somatic mosaicism in healthy human tissues // Trends Genet. 2011. V. 27. № 6. P. 217–223.
  43. Deater-Deckard K., Pike A., Petrill S.A., Cutting A.L., Hughes C., O’Connor T.G. Nonshared environmental processes in social-emotional development: an observational study of identical twin differences in the preschool period // Developmental Sci. 2001. V. 4. № 2. P. F1–F6.
  44. Devlin B., Daniels M., Roeder K. The heritability of IQ // Nature. 1997. V. 388. № 6641. P. 468–471.
  45. Diebold A.R. Jr. The consequences of early bilingualism in cognitive development and personality formation / R. Titone (Ed.) On the Bilingual Person. 1989. V. 7. P. 65–92.
  46. Dunn J., Plomin R. Separate lives: why siblings are so different. Basic Books, 1990.
  47. Dunn J., Plomin R. Why are siblings so different? The significance of differences in sibling experiences within the family // Fam Process. 1991. V. 30. № 3. P. 271–283.
  48. Eaves L., Heath A., Martin N., Maes H., Neale M., Kendler K., Kirk K., Corey L. Comparing the biological and cultural inheritance of personality and social attitudes in the Virginia 30000 study of twins and their relatives // Twin Res. 1999. V. 2. № 2. P. 62–80.
  49. Emmorey K., Beluggi U., Friederici A., Horn P. Effects of age of acquisition on grammatical sensitivity: evidence from on-line and off-line tasks // Appl Psycholinguist. 1995. V. 16. № 1. P. 1–23.
  50. Feldmeyer D., Lübke J.H.R. (Eds.) New aspects of axonal structure and function. Springer, 2010.
  51. Gallea C., Popa T., Billot S., Meneret A., Depienne C., Roze E. Congenital mirror movements: a clue to understanding bimanual motor control // Journal Neurol. 2011. V. 258. № 11. P. 1911–1919.
  52. Gärtner K. A third component causing random variability beside environment and genotype. A reason for the limited success of a 30 year long effort to standardize laboratory animals? // Lab Anim. 1990. V. 24. № 1. P. 71–77.
  53. Gimelbrant A., Hutchinson J.N., Thompson B.R., Chess A. Widespread monoallelic expression on human autosomes // Science. 2007. V. 318. № 5853. P. 1136–1140.
  54. Gordon A.J.E., Halliday J.A., Blankschien M.D., Burns P.A., Yatagai F., Herman C. Transcriptional infidelity promotes heritable phenotypic change in a bistable gene network // PLoS Biol. 2009. V. 7. № 2.
  55. Harris J.R. The nurture assumption: why children turn out the way they do. New York: Free Press, 1998.
  56. Hart S.A., Soden B., Johnson W., Schatschneider C., Taylor J. Expanding the environment: gene × schoollevel SES interaction on reading comprehension // Journal Child Psychol Psyc. 2013. V. 54. № 10. P. 1047–1055.
  57. Haworth C.M.A., Wright M.J., Luciano M., Martin N.G., de Geus E.J.C., van Beijsterveldt C.E.M., Bartels M., Posthuma D., Boomsma D.I., Davis O.S.P., Kovas Y., Corley R.P., DeFries J.C., Hewitt J.K., Olson R.K., Rhea S.-A., Wadsworth S.J., Iacono W.G., McGue M., Thompson L.A., Hart S.A., Petrill S.A., Lubinski D., Plomin R. The heritability of general cognitive ability increases linearly from childhood to young adulthood // Mol. Psychiatr. 2010. V. 15. № 11. P. 1112–1120.
  58. Horsburgh V.A., Schermer J.A., Veselka L., Vernon P.A. A behavioural genetic study of mental toughness and personality // Pers Indiv Differ. 2009. V. 46. № 2. P. 100–105.
  59. Hur Y.-M., Rushton J.P. Genetic and environmental contributions to prosocial behaviour in 2-to 9-year-old South Korean twins // Biology Lett. 2007. V. 3. № 6. P. 664–666.
  60. Kaiser M., Hilgetag C.C., Van Ooyen A. A simple rule for axon outgrowth and synaptic competition generates realistic connection lengths and filling fractions // Cereb Cortex. 2009. V. 19. № 12. P. 3001–3010.
  61. Keller M.C., Coventry W.L., Heath A.C., Martin N.G. Widespread evidence for non-additive genetic variation in Cloninger’s and Eysenck’s personality dimensions using a twin plus sibling design // Behav Genet. 2005. V. 35. № 6. P. 707–721.
  62. Kirkpatrick R.M., Legrand L.N., Iacono W.G., McGue M. A twin and adoption study of reading achievement: exploration of shared-environmental and gene-environment-interaction effects // Learn Individ Differ. 2011. V. 21. № 4. P. 368–375.
  63. Krueger R.F., South S., Johnson W., Iacono W. The heritability of personality is not always 50%: geneenvironment interactions and correlations between personality and parenting // Journal Pers. 2008. V. 76. № 6. P. 1485–1522.
  64. Kulkarni G., Xu Z., Mohamed A.M., Li H., Tang X., Limerick G., Wadsworth W.G. Experimental evidence for UNC‑6 (netrin) axon guidance by stochastic fluctuations of intracellular UNC‑40 (DCC) outgrowth activity // Biol Open. 2013. V. 2. № 12. P. 1300–1312.
  65. Larsson H., Anckarsater H., Råstam M., Chang Z., Lichtenstein P. Childhood attention-deficit hyperactivity disorder as an extreme of a continuous trait: a quantitative genetic study of 8,500 twin pairs // Journal Child Psychol Psyc. 2012. V. 53. № 1. P. 73– 80.
  66. Lehoux P.M., Howe N. Perceived non-shared environment, personality traits, family factors and developmental experiences in bulimia nervosa // Brit Journal Clin Psychol. 2007. V. 46. № 1. P. 47–66.
  67. Loehlin J.C. Genes and environment in personality development. Sage publications: Newburg Park, CA, 1992.
  68. Lynch M. Rate, molecular spectrum, and consequences of human mutation // P. Natl. Acad. Sci. USA. 2010. V. 107. № 3. P. 961–968.
  69. Lyons M.J., Eisen S.A., Goldberg J., True W.R., Meyer J.M., Toomey R., Faraone S.V., Merla-Ramos M., Tsuang M.T. A registry-based twin study of depression in men // Arch Gen Psychiat. 1998. V. 55. № 5. P. 468– 472.
  70. Lyons M.J., True W.R., Eisen S.A., Goldberg J., Meyer J.M., Faraone S.V., Eaves L.J., Tsuang M.T. Differential heritability of adult and juvenile antisocial traits // Arch Gen Psychiat. 1995. V. 52. № 11. P. 906– 915.
  71. Maamar H., Raj A., Dubnau D. Noise in gene expression determines cell fate in Bacillus subtilis // Science. 2007. V. 317. № 5837. P. 526–529.
  72. Macagno E.R., Lopresti V., Levinthal C. Structure and development of neuronal connections in isogenic organisms: variations and similarities in the optic system of Daphnia magna // P. Natl. Acad. Sci. USA. 1973. V. 70. № 1. P. 57–61.
  73. Mayberry R.I. Cognitive development of deaf children: the interface of language and perception in neuropsychology // S.J. Segaolwitz and I. Rapin (Eds.) Handbook of Neuropsychology, 2nd edition. Amsterdam: Elsevier, 2002. V. 8, Pt. II. P. 71–107.
  74. Mayberry R.I. Beyond babble: early linguistic experience and language learning ability // G. Spaai, H. van der Stege, H. de Ridder-Sluiter (Eds.) Vijfig jaar NSDSK: met een Knipoog naar de toekomst. Utrecht: Lemma, 2003. P. 2–14.
  75. Mayberry R.I., Lock E., Kazmi H. Linguistic ability and early language exposure // Nature. 2002. V. 417. P. 38.
  76. Merchán-Pérez A., Rodríguez J.-R., González S., Robles V., DeFelipe J., Larrañaga P., Bielza C. Threedimensional spatial distribution of synapses in the neocortex: a dual-beam electron microscopy study // Cereb Cortex. 2014. V. 24. № 6. P. 1579–1588.
  77. Mullineaux P.Y., Deater-Deckard K., Petrill S.A., Thompson L.A. Parenting and child behaviour problems: a longitudinal analysis of non-shared environment // Infant Child Dev. 2009. V. 18. № 2. P. 133–148.
  78. Nachman I., Regev A., Ramanathan S. Dissecting timing variability in yeast meiosis // Cell. 2007. V. 131. № 3. P. 544–556.
  79. Newport E.L. Maturational constraints on language learning // Cognitive Sci. 1990. V. 14. № 1. P. 11–28.
  80. Niederhiser J.M., Reiss D., Hetherington E.M. The non-shared environment in adolescent development (NEAD) project: a longitudinal family study of twins and siblings from adolescence to young adulthood // Twin Res Hum Genet. 2007. V. 10. № 1. P. 74–83.
  81. Plomin R. Genetics and developmental psychology // Merrill-Palmer Quarterly. 2004. V. 50. № 3. P. 341– 352.
  82. Plomin R. Commentary: why are children in the same family so different? Non-shared environment three decades later // Int Journal Epidemiol. 2011. V. 40. № 3. P. 582–592.
  83. Plomin R., Daniels D. Why are children in the same family so different from one another? // Behav Brain Sci. 1987. V. 10. № 1. P. 1–16.
  84. Plomin R., Asbury K., Dunn J. Why are children in the same family so different? Nonshared environment a decade later // Can. J. Psychiat. 2001. V. 46. № 3. P. 225–233.
  85. Raj A., Rifkin S.A., Andersen E., van Oudenaarden A. Variability in gene expression underlies incomplete penetrance // Nature. 2010. V. 463. № 7283. P. 913– 918.
  86. Raj A., Van Oudenaarden A. Nature, nurture, or chance: stochastic gene expression and its consequences // Cell. 2008. V. 135. № 2 P. 216–226.
  87. Reiss D., Neiderheiser J.M., Hetherington E.M., Plomin R. The relationship code: deciphering genetic and social influences on adolescent development. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2000.
  88. Rhee S.H., Waldman I.D. Genetic and environmental influences on antisocial behavior: a meta-analysis of twin and adoption studies // Psychol Bull. 2002. V. 128. № 3. P. 490–529.
  89. Rushton J.P., Fulker D.W., Neale M.C., Nias D.K.B., Eysenck H.J. Altruism and aggression: the heritability of individual differences // Journal Pers. Soc. Psychol. 1986. V. 50. № 6. P. 1192–1198.
  90. Rutter M., Silberg J., O’Connor T., Simonoff E. Genetics and child psychiatry: I advances in quantitative and molecular genetics // Journal Child Psychol Psyc. 1999. V. 40. № 1. P. 3–18.
  91. Samuelsson S., Byrne B., Quain P., Wadsworth S., Corley R., DeFries J.C., Willcutt E., Olson R. Environmental and genetic influences on prereading skills in Australia, Scandinavia, and the United States// Journal Educ Psychol. 2005. V. 97. № 4. P. 705–722.
  92. Scaini S., Belotti R., Ogliari A. Genetic and environmental contributions to social anxiety across different ages: a meta-analytic approach to twin data // Journal Anxiety Disord. 2014. V. 28. № 7. P. 650–656.
  93. Sternberg R.J. The theory of successful intelligence // Rev Gen Psychol. 1999. V. 3. № 4. P. 292–316.
  94. Sternberg R.J. The rainbow project: enhancing the SAT through assessments of analytic, practical, and creative skills // Intelligence. 2006. V. 34. № 4. P. 321–350.
  95. Sundet J.M., Tambs K., Harris J.R., Magnus P., Torjussen T.M. Resolving the genetic and environmental sources of the correlation between height and intelligence: a study of nearly 2600 Norwegian male twin pairs // Twin Res Hum Genet. 2005. V. 8. № 4. P. 307–311.
  96. Sverdlov E.D., Mineev K. Mutation rate in stem cells: an underestimated barrier on the way to therapy // Trends Mol Med. 2013. V. 19. № 5. P. 273–280.
  97. Turkheimer E., Waldron M. Nonshared environment: a theoretical, methodological, and quantitative review // Psychol Bull. 2000. V. 126. № 1. P. 78–108.
  98. Van Kampen N.G. Stochastic processes in physics and chemistry. 3rd Edition. Elsvier, 2007.
  99. Vendlinski M.K., Javaras K.N., van Hulle C.A., Lemery-Chalfant K., Maier R., Davidson R.J., Goldsmith H.H. Relative influence of genetics and shared environment on child mental health symptoms depends on comorbidity // PLoS ONE. 2014.
  100. Wernet M.F., Mazzoni E.O., Çelik A., Duncan D.M., Duncan I., Desplan C. Stochastic spineless expression creates the retinal mosaic for colour vision // Nature. 2006. V. 440. № 7081. P. 174–180.
  101. Zakharova I.S., Shevchenko A.I., Zakian S.M. Monoallelic gene expression in mammals // Chromosoma. 2009. V. 118. № 3. P. 279–290.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести