ПАРАМЕТРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ МАЛЫХ ГРУПП И КОЛЛЕКТИВОВ: ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
ПАРАМЕТРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ МАЛЫХ ГРУПП И КОЛЛЕКТИВОВ: ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000392-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Обсуждаются основные положения параметрической теории малых групп Л.И. Уманского и его учеников. Идеи параметрической теории коллективов формировались во второй половине 1960-х - начале 1970-х гг. XX в. в Курской и Костромской научных школах, когда отсутствовал общепринятый подход к изучению малых групп в отечественной социальной психологии. Методологической и теоретической базой параметрической теории явились ведущие в отечественной психологии принципы деятельностного и личностного, комплексного и системного подходов. Она разрабатывалась на основе изучения реальных молодежных групп в условиях совместной жизнедеятельности с применением неэкспериментальных и экспериментальных методов в соответствии с заложенным в отечественной психологии В.М. Бехтеревым, С.Л. Рубинштейном, Б.Ф. Ломовым принципом единства теории, эксперимента и практики. В итоге основные теоретические положения проверялись и уточнялись в ходе естественного формирующего эксперимента. Описывается разработанная на основе параметрической теории модель развития группы, отнесенная к категории моделей последовательных стадий с завершенным развитием. Представлены основные положения многолетних теоретико-экспериментальных исследований в рамках параметрической теории: субъектной концепции малой группы; модели мультиэтнической студенческой группы как субъекта психологической помощи ее членам; изучения психологических механизмов надежности группы в напряженных и экстремальных условиях совместной деятельности; форм мотивационно-ценностной включенности группы в социальные организации разного уровня и др. Данные исследования, с одной стороны, подтвердили эвристические возможности параметрической теории по раскрытию социальной психологии групп, а с другой - позволили внести новое в понятийный аппарат и модернизировать методический блок. Делается вывод о том, что в современном варианте параметрическая теория описывает социальный статус группы как субъекта совместной активности в системе социальных организаций (интергрупповая активность) и субъекта психологической помощи своим участникам (интрагрупповая активность), что способствует сближению социально значимых ценностей индивидов, группы и общества.
Ключевые слова
Параметрическая теория малых групп, тенденции развития, двухуровневая модель группы, групповой субъект
Классификатор
Всего подписок
1
Всего просмотров
747
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Анцупов А.Я., Кандыбович С.Л., Крук В.М., Тимченко Г.Н., Харитонов А.Н. Статистический анализ докторских диссертаций по психологии (19352013 гг.)//Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 5. С. 62-76.
  2. Анцыферова Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития//Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 1. С. 6-19.
  3. Белоус В.В., Щебетенко А.И. Человек как интегральная индивидуальность. Пятигорск: Пятигорс. гос. лингвист. ун-т, 1996.
  4. Беспалов Д.В., Чернышев А.С., Аль-Гафри С. Роль лидерства в функционировании группы как субъекта совместной деятельности. Курск: Курск. гос. ун-т, 2013.
  5. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука, 1994.
  6. Брушлинский А.В. Вопросы методологии и теории субъекта//Психология индивидуального и группового субъекта. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 9-33.
  7. Гайдар К.М. Социально-психологическая концепция группового субъекта. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2013.
  8. Дробышева Т.В., Журавлев А.Л. Специфика естественного формирующего эксперимента в социально-психологическом исследовании//Вестник практической психологии образования. 2008. № 3 (16). С. 18-24.
  9. Елизаров С.Г. Теоретические аспекты изучения мотивационно-ценностной включенности группы в социальную систему. Курск: Курск. гос. ун-т, 2008.
  10. Журавлев А.Л. Коллективный субъект: основные признаки, уровни и психологические типы//Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 5. С. 72-80.
  11. Журавлев А.Л. Роль системного подхода в исследовании психологии трудового коллектива//Психологический журнал. 1988. Т. 9. № 6. С. 53-64.
  12. Кирпичник А.Г. Динамические формы коллективообразования//Психология малой группы: структура, динамика, организация. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011. С. 122-143.
  13. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
  14. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988.
  15. Макаренко А. С. Трудовое воспитание: Отношения, стиль, тон в коллективе//Собр. соч. Т. 5. М.: Педагогика, 1960.
  16. Петровский А. В. Психология в России. XX век. М.: УРАО, 2000.
  17. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории/Под ред. А.В. Брушлинского. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 1997.
  18. Психология XXI века: Учебник для вузов/Под ред. В.Н. Дружинина. М.: ПЕР СЭ, 2003.
  19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001.
  20. Сарычев С.В. Надежность группы в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности (социально-психологические основы). Курск: Курск. гос. ун-т, 2007.

 

  1. Сидоренков А.В., Захарченко Н.А., Сидоренкова И. И. Социально-психологические теории малой группы. М.: Вузовская книга, 2011.
  2. Уманский Л.И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив. (Избранные труды). Кострома: Изд-во Костромского гос. ун-та, 2001.
  3. Уманский Л.И., Френкель И. А., Лутошкин А.Н., Спирин Л.Ф., Чернышев А.С., Полонский И.С., Крикунов А.С., Шапиро С.И., Свидерская Л.Н., Шанин Е.А., Акатов Л.И., Тимощук Е.И., Подорога В.Я., Дымов Е.И. Критерии диагностики общественной активности группы как коллектива//Социально-психологические вопросы общественной активности школьников и студентов: Ученые записки. Т. 88. Курск, 1971. С. 5-19.
  4. Форопонова А.А. Влияние социально-психологических качеств группы на успешность учебной деятельности иностранных студентов//Автореф. дис.. канд. психол. наук. Курск, 2014.
  5. Чернышев А.С., Лобков Ю.Л., Сарычев С.В., Скурятин В. И. Социально одаренные дети: путь к лидерству (экспериментальный подход). 2 изд., испр. и доп. Воронеж: Кварта, 2007.                
  6. Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Сарычев С.В., Корнев А.В. Экспериментальная методика изучения межгруппового взаимодействия//Методики социально-психологической диагностики. М.: ИП АН СССР, 1989. С. 138-149.
  7. Чернышев А.С., Крикунов А.С. Социально-психологические основы организованности коллектива. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991.
  8. Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Сарычев С.В. Аппаратурные методики психологической диагностики группы в совместной деятельности. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2005.
  9. Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Лобков Ю.Л., Сарычев С.В. Психологическая школа лидеров. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.
  10. Чернышев А. С. Социально-психологические условия становления субъектности малых групп: теоретико-экспериментальный подход к исследованию//Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 2. С. 35-44.
  11. Чернышев А.С., Сарычев С.В. Социально-психологическая модель учебной группы как субъекта жизнедеятельности//Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 2 (34). URL: http://scientific-notes. ru/pdf/039-033.pdf (дата обращения: 25.07.2016).
  12. Чертова А.А., Чернышев А.С., Фришман И.И., Иванова О.Л., Беспалов Д.В. Профильный лагерь: курский вектор: теория и практика работы специализированных (профильных) смен в детских оздоровительных лагерях: научно-методическое пособие. Курск: ООО АПИИТ “Гиром”, 2014.
  13. Gastil J. A meta-analytic review of the productivity and satisfaction of democratic and autocratic leadership//Small Group Research. 1994. Vol. 25. № 3. P. 384-410.
  14. Serduk T. V. To the problem of educational group's influence on student's thinking activities in high educational institution of I-II level of accreditation//Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2007. № 12. С. 127-130.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести