ООНПсихологический журнал

  • ISSN (Print) 0205-9592
  • ISSN (Online)3034-588X

ЧАСТЬ I. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ КАК СПОСОБ СОЗДАНИЯ НОВОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В ИССЛЕДОВАНИИ

Код статьи
S0205-95920000392-8-1
DOI
10.31857/S20000392-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Аннотация
В первой части статьи раскрывается эвристический и прескриптивный потенциал экспериментальной методологии как способа создания нового психологического знания в исследовании в соответствии с содержанием эволюционной эпистемологии Я.А. Пономарева. Согласно положениям экспериментальной методологии введены формальные определения метода, исследования, предмета и объекта исследования, правил построения альтернативных гипотез, процедур селекции альтернатив и оценки их правдоподобия. Намечены подходы к эмпирическим доказательствам онтологического статуса предмета исследования. Обоснована реализация экспериментальной методологии как гипотетико-реконструктивного метода, обеспечивающего не только построение теоретических конструкций предмета исследования, но и их доступность для эмпирической проверки. Таким образом, экспериментальная методология снимает противопоставление теоретического и эмпирического знания и представляет собой принципиально новое решение этой фундаментальной проблемы методологии науки. В соответствии с таким решением методология психологии создается в процессе исследований самими исследователями как членами парадигмальных сообществ. Специальное внимание уделено номотетической направленности экспериментальной методологии, ее формальному обоснованию и реализации в исследовании.
Ключевые слова
Эволюционная эпистемология, экспериментальная методология, абстрактно-аналитическая психология, дифференциация предметной области психологии, исследование, предмет и объект исследования, онтология, гипотетико-реконструктивный метод
Дата публикации
01.01.2016
Всего подписок
1
Всего просмотров
723

Библиография

QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека