- Код статьи
- S0205-95920000402-9-1
- DOI
- 10.31857/S20000402-9-1
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Аннотация
Проанализированы новые подходы к анализу природы общих познавательных способностей, предложенные В.Н. Дружининым: концепция когнитивного ресурса, модель интеллектуального диапазона и ситуационный подход к диагностике когнитивных способностей. Эти подходы рассматриваются в контексте трех проблем: соотношение интеллекта и творчества, связь интеллекта с успешностью деятельности (в том числе обучаемостью), ситуационные факторы и природа когнитивных способностей. Обосновывается неправомерность противопоставления интеллектуальных (конвергентных) и творческих (дивергентных) способностей, в качестве механизма их взаимосвязи выступает индивидуальный когнитивный ресурс; успешность (учебная, профессиональная) выступает как “диапазон достижений”, нижний и верхний порог которого определяются не только величиной IQ, но также мотивацией и личностными качествами; можно говорить о новом типе психодиагностики способностей, в которой индивидуальный опыт человека является важным элементом психодиагностической ситуации. Обсуждается перспектива перехода от противопоставления отдельных познавательных способностей к их анализу в качестве проявлений единого интеллекта, трактуемого как важнейший индивидуальный ментальный ресурс.
- Ключевые слова
- Когнитивные способности, интеллект, творчество, креативность, обучаемость, learning capability, психодиагностическая ситуация, когнитивный ресурс, интеллектуальный диапазон, ситуационный подход, в.н. дружинин, ментальные ресурсы, ресурсный подход
- Дата публикации
- 03.09.2015
- Всего подписок
- 1
- Всего просмотров
- 706