РЕФЛЕКСИВНЫЕ АДАПТАЦИИ ХАРАКТЕРА В ПЯТИФАКТОРНОЙ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
РЕФЛЕКСИВНЫЕ АДАПТАЦИИ ХАРАКТЕРА В ПЯТИФАКТОРНОЙ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000402-9-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
В рамках пятифакторной теории личности Р. Мак-Крея и П. Косты предлагается рефлексивная разновидность адаптаций характера, касающаяся мониторинга и обработки индивидом информации о личностных чертах. Выделены четыре вида рефлексивных адаптаций: диспозициональная эффективность (самооценка успешности реагирования на ситуации, релевантные данной черте), отраженная черта (самооценка восприятия черты личности индивида значимыми другими), установка на черту (положительная/отрицательная оценка черты индивидом), отраженная установка на черту (мнение индивида об оценках черты, присущих значимым другим). Проведено эмпирическое исследование на выборке в 1030 человек - студентов в возрасте от 17 до 38 лет (339 мужчин и 691 женщина) с применением модификации опросника Вig Fivе Invеntоrу. Было установлено, что большинство рефлексивных адаптаций положительно взаимосвязаны друг с другом и чертами личности; напротив, отраженная установка на черту личности была отрицательно связана с чертами личности. Показано, что рефлексивные адаптации характера отражают различные аспекты соответствующих черт личности и вносят в них дополнительный относительно друг друга вклад. Предложено дополнить программу исследований рефлексивных адаптаций изучением медиаций связей черт личности с параметрами объективной биографии, а также каузальных эффектов рефлексивных адаптаций на последние.
Ключевые слова
Черты личности, пятифакторная теория личности, рефлексия, адаптации характера, индивидуальные различия
Классификатор
Дата публикации
04.11.2015
Всего подписок
1
Всего просмотров
665
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S0205-95920000402-9-1 Дата внесения исправлений в статью - 17.10.2020
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М: Педагогика-Пресс, 1993.
  2. Зимняя И.А. Проблемы самооценивания как интериоризованной внешней оценки в процессе обучения // Квалиметрия человека и образование. Методология и практика. Кн. I. Ч. I. М., 1993. С.155-159.
  3. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психол. журн. 2003. Т. 24. № 5. С. 45-57.
  4. Макарова Н.Г. Теоретический аспект саморефлексии личности // A priori. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 1. С. 1-6.
  5. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.
  6. Новикова М.А., Корнилова Т.В. "Психологическая разумность" в структуре интеллектуальноличностного потенциала (адаптация опросника) // Психол. журн. 2014. Т. 35. № 1. С. 95-110.
  7. Пантелеев С.Р. Самоотношение как эмоционально оценочная система. М.: Наука, 1991.
  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000.
  9. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983.
  10. Ajzen Г. The theory of planned behavior // Organizational Behavior and Human Decision Processes. 1991. Vol. 50. № 2. P. 179-211.
  11. Bandura A. Self efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change // Psychological Review. 1977. Vol. 84. № 2. P. 191-215.
  12. Bouchard T.J., McGue M. Genetic and rearing environmental influences on adult personality: An analysis of adopted twins reared apart // Journ. of Personality. 1990. Vol. 58. № 1. P. 263-292.
  13. Carlson E.N., Vazire S., Furr M.R. Meta insight: Do people really know how others see them? // Journ. of Personality and Social Psychology. 2011. Vol. 101. № 4. P. 831-846.
  14. Cohen J. Statistical power analysis for the behavioral sciences (2nd ed.). Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1988.
  15. Cumming G. The new statistics: Why and how // Psychological Science. 2014. Vol. 25. № 1. P. 7-29.
  16. De Young C.G. Cybernetic Big Five theory // Journ. of Research in Personality. 2015. Vol. 56. № 6. P. 3358.
  17. Farmer S.M., Van Dyne L. The idealized self and the situated self as predictors of employee work behaviors // Journ. of Applied Psychology. 2010. Vol. 95. № 3. P. 503-516.
  18. Felson R.B. Reflected appraisal and the development of self // Social Psychology Quarterly. 1985. Vol. 48. № 1. P. 71-78.
  19. Funder D.C., Levine J.M., Mackie D.M., Morf C.C., Vazire S., West S.G. Improving the dependability of research in personality and social psychology: Recommendations for research and educational practice // Personality and Social Psychology Review. 2014. Vol. 18. № 1. P. 3-12.
  20. Gillespie A. Position exchange: The social development of agency // New Ideas in Psychology. 2012. Vol. 30. № 1. P. 32-46.
  21. Harmon-Jones E., Harmon-Jones C., Amodio D.M., Gable P.A. Attitudes toward emotions // Journ. of Personality and Social Psychology. 2011. Vol. 101. № 6. P. 1332-1350.
  22. Jang K.L., Livesley W.J., Vemon P.A. Heritability of the big five personality dimensions and their facets: a twin study // Journ. of Personality. 1996. Vol. 64. № 3. P. 577-592.
  23. John O.P., Donahue E.M., Kentle R.L. The Big Five Inventory-Versions 4a and 5. Berkeley, CA: University of California, Berkeley; Institute of Personality and Social Research, 1991.
  24. John O.P., Naumann L.P., Soto C.J. Paradigm shift to the integrative Big Five trait taxonomy: History, measurement, and conceptual issues // Handbook of personality: Theory and research / Eds. O.P. John, R.W. Robins, L.A. Pervin. New York, NY: Guilford Press. 2008. P. 114-158.
  25. Jost J.T., Kruglanski A.W., Nelson T.O. Social metacognition: An expansionist review // Personality and Social Psychology Review. 1998. Vol. 2. № 2. P. 137-154.
  26. Loehlin J.C. Genes and environment in personality development (Vol. XIV). Thousand Oaks, CA, US: Sage Publications, Inc., 1992.
  27. Malloy T.E., Albright L., Kenny D.A., Agatstein F., Winquist L. Interpersonal perception and metaperception in nonoverlapping social groups // Journ. of Personality and Social Psychology. 1997. Vol. 72. № 2. P. 390-398.    
  28. Mayer, J.D., Panter, A.T., Caruso, D.R. Does personal intelligence exist? Evidence from a new ability based measure // Journ. of Personality Assessment. 2012. Vol. 94. № 2, P. 124-140.
  29. McAdams, D.P., Pals, J.L. A new Big Five: Fundamental principles for an integrative science of personality // American Psychologist. 2006. Vol. 61. № 3. P. 204-217.
  30. McCrae R.R., Costa Jr. P.T. Introduction to the empirical and theoretical status of the five factor model of personality traits // Personality disorders and the five factor model of personality (3rd ed.) / Eds. T.A. Widiger, P.T. Costa. Washington, DC, US: American Psychological Association, 2013. P. 15-27.
  31. McCrae, R.R., Costa Jr., P.T. Personality in adulthood: A five factor theory perspective (2nd ed.). New York, NY: Guilford Press, 2003.
  32. McCrae R.R., Costa Jr. P.T. Toward a new generation of personality theories: Theoretical contexts for the five-factor model // The Five-factor Model of Personality: Theoretical Perspectives / Ed. J.S. Wiggins. Guilford Press. 1996. pp. 51-87.
  33. McCrae R.R., Costa Jr. P.T., Ostendorf F., Angleitner A., Hrebickova M., Avia M.D.,.. Smith P.B. Nature over nurture: Temperament, personality, and life span development // Journ. of Personality and Social Psychology. 2000. Vol. 78. № 1. P. 173-186.
  34. Nelson T.O., Narens L. Why investigate metacognition? // Metacognition: Knowing about knowing. Cambridge, MA, US: The MIT Press. 1994. P. 1-25.
  35. Preacher K.J., Hayes A.F. Asymptotic and resampling strategies for assessing and comparing indirect effects in multiple mediator models // Behavior Research Methods. 2008. Vol. 40. № 3. P. 879-891.
  36. Schwarz N., StrackF., Mai H.-P. Assimilation and contrast effects in part whole question sequences: A conversational logic analysis // Public Opinion Quarterly. 1991. Vol. 55. № 1. P. 3-23.
  37. Shchebetenko S. "The best man in the world": Attitudes toward personality traits // Psychology. Journ. of the Higher School of Economics. 2014. Vol. 11. № 3. P. 129-148.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести