РЕСУРСНАЯ ФУНКЦИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ: АНАЛИЗ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПОДХОДОВ
РЕСУРСНАЯ ФУНКЦИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ: АНАЛИЗ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПОДХОДОВ
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000402-9-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Расхождения в трактовке предмета психологической эстетики, препятствующие интеграции данной научной области, проанализированы с точки зрения функции эстетических переживаний. Выделены пять основных подходов к пониманию этой функции: (1) в эволюционном подходе эстетические переживания считаются ресурсом видовой адаптации; (2) в психофизическом - ресурсом психического отражения сенсорных стимулов; (3) в интуитивистском - частью особых познавательных ресурсов психики, альтернативных понятийно-логическому мышлению; (4) в психодинамическом - ресурсом интеграции конфликтующих психических импульсов; (5) в экзистенциальном - ресурсом полноты человеческого бытия, а также жизненной связи субъекта с миром. Перечисленные подходы предлагается интегрировать в модель иерархической системы эстетических ресурсов психики.
Ключевые слова
Психологическая эстетика, эстетическое переживание, система ресурсов психики
Классификатор
Дата публикации
03.09.2015
Всего подписок
1
Всего просмотров
601
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S0205-95920000402-9-1 Дата внесения исправлений в статью - 17.10.2020
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Айзенк Г.Ю. Объективность и обоснованность эстетических суждений//Творчество в искусстве -искусство творчества/Под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. М.: Наука; Смысл, 2000. С. 298-324.
  2. Аллахвердов В.М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. СПб.: Изд-во ДНК, 2001.
  3. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994.
  4. Выготский Л.С. Психология искусства. 2-е изд., испр. М.: Искусство, 1968.
  5. Гельмгольц Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки. СПб., 1875.
  6. Голицын Г.А. Информация и творчество. М.: Русский мир, 1997.
  7. Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор//Дарвин Ч. Сочинения. Том 5. М.: Издательство Академии наук СССР, 1953. С. 119-656.
  8. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978.
  9. Леви Д. Церебральная асимметрия и эстетическое переживание//Красота и мозг: биологические аспекты эстетики. М.: Мир, 1995. С. 227-250.
  10. Леонтьев А.А., Леонтьев Д.А. В истине жизни (Из научного архива А.Н. Леонтьева)//Художественное творчество и психология/Отв. ред. А.Я. Зись, М.Г. Ярошевский. М.: Наука, 1991. С.170-190.
  11. Леонтьев А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства//Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. Т. 2. С. 232-239.
  12. Леонтьев Д.А. Введение в психологию искусства. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998.
  13. Липпс Т. Эстетика//Философия в систематическом изложении. М.: Территория будущего, 2006. С.364-402.
  14. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М.: Республика, 1998.
  15. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 2001.
  16. Мелик-Пашаев А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников//Вопр. психол. 1989. № 1. С. 15-23.

Контекст:           ...А.А. Мелик-Пашаев [16] определил эстетические переживания как проявление эстетического отношения к жизни - одной из сущностных родовых сил человека...

 

  1. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Мир, 1966.
  2. Ранк О., Захс Х. Значение психоанализа в науках о духе//Ранк О. Миф о рождении героя. М.: Рефлбук, Ваклер, 1997. С. 21-154.
  3. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997.
  4. Сабадош П.А. Две эстетики музыкальной психологии//Ярославский психологический вестник. Выпуск. 16. М.-Ярославль: Российское психологическое общество, 2006. С. 39-42.
  5. Сабадош П.А. Уровни восприятия музыки: субъективно-семантический анализ: Дисс.. канд. психол. наук. М., 2008.
  6. Сабадош П.А. Разработка технологии оценки уровня эстетического развития личности//Методы психологического обеспечения профессиональной деятельности и технологии развития ментальных ресурсов человека/Под ред. Л.Г. Дикой, А.Л. Журавлева, М.А. Холодной. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2014. С. 297-308.
  7. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981.
  8. Тернер Ф., Пеппель Э. Поэзия, мозг и время//Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. М.: Мир, 1995. С. 74-96.
  9. Торшилова Е.М. Можно ли поверить алгеброй гармонию? Критический очерк экспериментальной эстетики. М.: Искусство, 1988.
  10. Фрейд З. Художник и фантазирование//Художник и фантазирование: Сборник: Пер. с нем./Под ред. Р.Ф. Додельцева, К.М. Долгова. М.: Республика, 1995. С.129-134.
  11. Эйбл-Эйбесфельдт И. Биологические основы эстетики//Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. М.: Мир, 1995.
  12. Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству//Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. С. 265-285.
  13. Berlyne D.E. Aesthetics and psychobiology. N.Y.: Appleton-Century-Crofts, 1971.
  14. Birkhoff G.D. Aesthetic measure. Cambridge: Harvard University Press, 1933.
  15. Chatterjee A. Neuroaesthetics: growing pains of a new discipline//Aesthetic Science: Connecting Minds, Brains, and Experience. Oxford University Press, 2012. P. 299-317.
  16. Csikszentmihalyi M., Robinson R.E. The art of seeing//Pau Getty Museum, Malibu. 1990.
  17. Dissanayake E. In the beginning: Pleistocene and infant aesthetics and 21st-century education in the arts//International handbook of research in arts education. Springer, 2007. P. 783-797.
  18. Ehrenzweig A. The hidden order of art: A study in the psychology of artistic imagination. Univ of California Press, 1967.
  19. Fechner G.T. Vorschule der Asthetik. Leipzig: Breitkopf & Hartel, 1876. Vol. 1.
  20. Fisher R.A. The evolution of sexual preference//The Eugenics Review. 1915. Vol. 7. № 3. P. 184-192.
  21. Fisher R.A. The genetical theory of natural selection. Oxford University Press, 1930.
  22. Freedberg D., Gallese V. Motion, emotion and empathy in aesthetic experience//Trends in cognitive sciences. 2007. Vol. 11. № 5. P. 197-203.
  23. Funch B.S. The psychology of art appreciation. Museum Tusculanum Press, 1997.
  24. Funch B.S. A psychological theory of the aesthetic experience//L. Dorfman, C. Martindale, V. Petrov (Eds.), Aesthetics and innovation. Newcastle: Cambridge Scholars Press, 2007. P. 3-19.
  25. Grammer K., Fink B., M0ller A.P., Thornhill R. Darwinian aesthetics: sexual selection and the biology of beauty//Biological Reviews. 2003. Vol. 78. № 3. P. 385-407.
  26. Hagman G. Aesthetic experience: Beauty, creativity, and the search for the ideal. NY-Amsterdam: Rodopi, 2005.
  27. Heinrich B. The biological roots of aesthetics and art//Evolutionary psychology: an international journ. of evolutionary approaches to psychology and behavior. 2012. Vol. 11. № 3. P. 743-761.
  28. Ishizu T., Zeki S. Toward a brain-based theory of beauty//PLoS One. 2011. Vol. 6. № 7. P. e21852.
  29. Koffka K. Problems in the Psychology ofArt//Richard Bernheimer (ed.), Art: A Bryn Mawr Symposium. N.Y.: Oriole Editions, 1940. P. 180-273.
  30. Lorenz K. Die angeborenen formen moglicher erfahrung//Zeitschrift fur Tierpsychologie. 1943. Vol. 5. №. 2. P. 235-409.
  31. Martindale C. How does the brain compute aesthetic preference//The General Psychologist. 2001. Т. 36. № 2. P. 25-35.
  32. Miller G. The Mating Mind: How Sexual Choice Shaped the Evolution of Human Nature. N.Y.: Anchor, 2000.

Контекст:           ...Миллер [48] отнес к таким “честным сигналам” разнообразные виды поведения человека, в т.ч. демонстрацию интеллекта и артистическую деятельность...

  1. Orians G.H., Heerwagen J.H. Evolved responses to landscapes//J.H. Barkow, L. Cosmides, J. Tooby (ed.), The adapted mind. Evolutionary psychology and the generation of culture. N.Y.: Oxford University press, 1992.
  2. Ramachandran V.S., Hirstein W. The science of art: A neurological theory of aesthetic experience//Journ. of consciousness Studies. 1999. Vol. 6. № 6-7. P. 15-35.
  3. Reber R., Schwarz N., Winkielman P. Processing fluency and aesthetic pleasure: is beauty in the perceiver's processing experience?//Personality and social psychology review. 2004. Vol. 8. № 4. P. 364382.
  4. Rozin P. Preadaptation and the puzzles and properties of pleasure//Well-being: The foundations of hedonic psychology. Russell Sage Foundation, 1999. P. 109133.
  5. Rusch H., Voland E. Evolutionary Aesthetics: an Introduction to Key Concepts and Current Issues//Aisthesis. Pratiche, linguaggi e saperi dell'estetico. 2013. Vol. 6. № 2. P. 113-133.
  6. Sbriscia-Fioretti B., Berchio C., Freedberg D., Gallese V., Umilta M.A. ERP Modulation during observation of abstract paintings by Franz Kline//PloS one. 2013. Vol. 8. № 10. P. e75241.
  7. Segal H. Dream, phantasy and art. London: Routledge, 2006.
  8. Shimamura A.P. Experiencing Art: In the Brain of the Beholder. Oxford University Press, 2013.
  9. Shimamura A.P. (ed.). Psychocinematics: Exploring Cognition at the Movies. Oxford University Press, 2013.
  10. Shimamura A.P. Toward a Science of Aesthetics//Aesthetic Science: Connecting Minds, Brains, and Experience. Oxford University Press, 2012. P. 3-28.
  11. Shimamura A.P., Palmer S.E. (ed.). Aesthetic science: Connecting minds, brains, and experience. Oxford University Press, 2012.
  12. Solso R.L. Cognition and the visual arts. MIT press, 1996.
  13. Wilson E.O. Biophilia. Harvard University Press, 1984.
  14. Zahavi A., Zahavi A. The handicap principle: a missing piece of Darwin's puzzle. Oxford University Press, 1997.
  15. Zeki S. Inner vision: An exploration of art and the brain. Oxford University Press, 2000.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести