СИГНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИНСАЙТА: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И СООТНОШЕНИЕ С НАУЧНЫМИ ВЗГЛЯДАМИ Я.А. ПОНОМАРЕВА
СИГНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИНСАЙТА: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И СООТНОШЕНИЕ С НАУЧНЫМИ ВЗГЛЯДАМИ Я.А. ПОНОМАРЕВА
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000402-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Анализируются концепции, объясняющие инсайт как феномен скачкообразного приближения к решению: модель А. Пуанкаре, гештальтистская концепция и концепция Я.А. Пономарева. В рамках структурно-уровневой теории творчества Я.А. Пономарева инсайт понимается как передача порции информации от интуитивного уровня мышления к логическому. Предлагается сигнальная модель инсайта, дополняющая концепцию Я.А. Пономарева представлениями об активационной природе сознания и идеями Н. Шварца о чувствах как информации. Согласно разработанной модели, решение задачи возникает в результате работы интуитивных механизмов, существует изначально в неосознаваемой форме и проявляет себя в виде активации соответствующих элементов семантической сети. Чувство инсайта выполняет серьезную функцию в процессе мышления, а именно передает сознательной инстанции информацию о том, что найден и активирован элемент, который, возможно, является ключом к решению задачи. Предложенная модель позволяет объяснить механизмы не только инсайтного решения задач, но и случаи безынсайтного решения или феномен ложного инсайта. В качестве эмпирического подтверждения модели приводятся данные экспериментов, продемонстрировавших существование феномена Ага-подсказки.
Ключевые слова
Мышление, творчество, инсайт, сигнальная модель, ага-подсказка, структурноуровневая теория
Классификатор
Дата публикации
04.11.2015
Всего подписок
1
Всего просмотров
619
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Аллахвердов В.М. Осознание как открытие // Психология творчества. Школа Я.А. Пономарева / Под ред. Д.В. Ушакова. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2006. С. 352-375.
  2. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль, 1979.
  3. Валуева E.A., Мосинян A., Лаптева E.M. Эмоциональная подсказка и успешность решения задач // Экспериментальная психология. 2013. Т. 6. № 3. С. 5-15.
  4. Валуева Е.А., Лаптева Е.М. Эмоциональная подсказка в решении задач и креативность // Когнитивная наука в Москве: Новые исследования. Тезисы конференции (16 июня 2011 г.) / Под ред. Е.В. Печенковой, М.В. Фаликман. М.: Ваш полиграфичекий партнер, 2011. С. 46-50.
  5. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.
  6. Владимиров И.Ю., Коровкин С.Ю. Рабочая память как система, обслуживающая мыслительный процесс // Когнитивная психология: феномены и проблемы. М.: Ленанд, 2014. С. 8-21.
  7. Крогиус Н. Ты прав, Борис? Субъективные заметки о юбиляре // 64 - Шахматное обозрение. 1997. № 1. С. 28-31.
  8. Медынцев А.А. Влияние результатов выполнения побочного задания на количество "решений озарениями" при разгадывании анаграмм // Материалы итоговой научной конференции Института психологии РАН (24-25 февраля 2011 года). М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2011. С. 144-153.
  9. Пономарев Я.А. Психика и интуиция. М.: Изд-во полит. лит-ры, 1967.
  10. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М.: Изд-во Академии педагог. наук РСФСР, 1960.
  11. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.
  12. Пономарев Я.А., Журавлев А.Л., Галкина Т.В. Психика и интуиция: Неопубликованные материалы, стихи, рисунки и фотографии. М.: Арис, 2010.
  13. Пуанкаре А. Математическое творчество // Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: Изд-во МГУ, 1981. С. 356-365.
  14. Тихомиров О.К. Психология мышления. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
  15. Ушаков Д.В. Языки психологии творчества: Я.А. Пономарев и его школа // Психология творчества. Школа Я.А. Пономарева / Под ред. Д.В. Ушакова. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2006. С.19-143.
  16. Ушаков Д.В. Творчество и "дарвиновский" способ его описания // Психологический журнал. 2000. Т. 20, № 3. С. 103-110.
  17. Экспериментальная психология познания: когнитивная логика сознательного и бессознательного / Под ред. В.М. Аллахвердова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2006.
  18. Anderson J.R. A spreading activation theory of memory // Journ. of Verbal Learning and Verbal Behavior. 1983. Vol. 22. P. 261-295.
  19. Bowden E.M. The effect of reportable and unreportable hints on anagram solution and the aha! experience // Consciousness and cognition. 1997. Vol. 6, № 4. P. 545-573.
  20. Bowers K. et al. Intuition in the context of discovery // Cognitive psychology. 1990. Vol. 22, № 1. P. 72-110.
  21. Ellis J.J., Glaholt M.G., Reingold E.M. Eye movements reveal solution knowledge prior to insight // Consciousness and cognition. 2011. Vol. 20, № 3. P. 768-776.
  22. Kohler W. Gestalt psychology: An introduction to new concepts in modern psychology. New York: Liveright Pub. Corp., 1947.
  23. Martin L.L. et al. Mood as input: People have to interpret the motivational implications of their moods. // Journ. of Personality and Social Psychology. 1993. Vol. 64, № 3. P. 317-326.
  24. Metcalfe J. Premonitions of insight predict impending error. // Journ. of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 1986. Vol. 12, № 4. P. 623634.
  25. Reber R., Schwarz N., Winkielman P. Processing fluency and aesthetic pleasure: is beauty in the perceiver's processing experience? // Personality and social psychology review: an official journal of the Society for Personality and Social Psychology, Inc. 2004. Vol. 8, № 4. P. 364-382.
  26. Schwarz N. Feelings as informationtheory // Handbook of Theories of Social Psychology: Collection: Volumes 1&2 / P. A.M. Van Lange, A.W. Kruglanski, & E.T. Higgins (Eds.). SAGE Publications, 2011. Vol. 1. P. 289-308.
  27. Shames V.A. Is there such a thing as implicit problem solving? Unpublished doctoral dissertation. University of Arizona, 1994.
  28. Sio U.N., Ormerod T.C. Mechanisms underlying incubation in problem solving: Evidence for unconscious cue assimilation // Proceedings of the 31st Annual Conference of the Cognitive Science Society / Eds. N.A. Taatgen, H. van Rijn. Amsterdam: Cognitive Science Society, 2009. P. 401-406.
  29. Topolinski S., Reber R. Gaining insight into the "Aha" experience // Current Directions in Psychological Science. 2010. Vol. 19. P. 402-405.
  30. Zhong C.-B., Dijksterhuis A., Galinsky A.D. The merits of unconscious thought in creativity // Psychological science. 2008. Vol. 19, № 9. P. 912-918.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести