ИНТЕЛЛЕКТ, КРЕАТИВНОСТЬ, ОБУЧАЕМОСТЬ: РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД (О РАЗВИТИИ ИДЕЙ В.Н. ДРУЖИНИНА)
ИНТЕЛЛЕКТ, КРЕАТИВНОСТЬ, ОБУЧАЕМОСТЬ: РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД (О РАЗВИТИИ ИДЕЙ В.Н. ДРУЖИНИНА)
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000402-9-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация

Проанализированы новые подходы к анализу природы общих познавательных способностей, предложенные В.Н. Дружининым: концепция когнитивного ресурса, модель интеллектуального диапазона и ситуационный подход к диагностике когнитивных способностей. Эти подходы рассматриваются в контексте трех проблем: соотношение интеллекта и творчества, связь интеллекта с успешностью деятельности (в том числе обучаемостью), ситуационные факторы и природа когнитивных способностей. Обосновывается неправомерность противопоставления интеллектуальных (конвергентных) и творческих (дивергентных) способностей, в качестве механизма их взаимосвязи выступает индивидуальный когнитивный ресурс; успешность (учебная, профессиональная) выступает как “диапазон достижений”, нижний и верхний порог которого определяются не только величиной IQ, но также мотивацией и личностными качествами; можно говорить о новом типе психодиагностики способностей, в которой индивидуальный опыт человека является важным элементом психодиагностической ситуации. Обсуждается перспектива перехода от противопоставления отдельных познавательных способностей к их анализу в качестве проявлений единого интеллекта, трактуемого как важнейший индивидуальный ментальный ресурс.

Ключевые слова
Когнитивные способности, интеллект, творчество, креативность, обучаемость, learning capability, психодиагностическая ситуация, когнитивный ресурс, интеллектуальный диапазон, ситуационный подход, в.н. дружинин, ментальные ресурсы, ресурсный подход
Классификатор
Дата публикации
03.09.2015
Всего подписок
1
Всего просмотров
692
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S0205-95920000402-9-1 Дата внесения исправлений в статью - 17.10.2020
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002.
  2. Богоявленская Д.Б. Что выявляют тесты интеллекта и креативности? // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. № 2. С. 54-65.
  3. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО “Модэк”, 1996.
  4. Будрина Е.Г. Специфика интеллектуального развития подростков в условиях разных моделей обучения // Экспериментальная психология. 2010. Т. 3. № 1. С. 115-130.
  5. Волкова Е.В. Единство дифференционно-интегративных механизмов развития специальных способностей и креативности в контексте роста научных знаний // Психол. журн. 2014. Т. 35. № 1. С. 54-70.
  6. Горюнова Н.Б., Дружинин В.Н. Операциональные дескрипторы ресурсной модели общего интеллекта // Психол. журн. 2000. Т. 21. № 4. С. 57-64.
  7. Дружинин В.Н. Ситуационный подход к психодиагностике способностей // Психол. журн. 1991. Т. 12. № 2. С. 94-104.
  8. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1997.
  9. Дружинин В.Н. Интеллект и продуктивность деятельности: модель "интеллектуального диапазона" // Психол. журн. 1998. Т. 19. № 2. С. 61-70.
  10. Дружинин В.Н. Метафорические модели интеллекта // Психол. журн. 1999. Т. 20. № 6. С. 44-52.
  11. Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. М.:ПЕР-СЭ; СПб.: ИМАТОН-М, 2001.
  12. Дружинин В.Н. Предисловие к монографии Холодной М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002. С. 7-8.
  13. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2007.
  14. Дружинин В.Н. Психология способностей. Избранные труды. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2007.
  15. Дружинин В.Н., Воробьева Е.В. Воздействие общения экспериментатора на проявление психометрического интеллекта у подростков-монозиготных близнецов // Психол. журн. 1997. Т. 18. № 1. С. 70-80.
  16. Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креативность // Психол. журн. 1994. Т. 15. № 4. С. 83-93.
  17. Ожиганова Г.В. Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей младшего школьного возраста: Научно-методическое пособие. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2005.
  18. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.
  19. Психологические исследования интеллекта и творчества: Материалы научной конференции, посвященной памяти Я.А. Пономарева и В.Н. Дружинина, ИП РАН, 7-8 октября 2010 г. / Отв. ред. А.Л. Журавлев, М.А. Холодная, Д.В. Ушаков, Т.В. Галкина. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2010.
  20. Психология интеллекта и творчества: традиции и инновации / Отв. ред. А.Л. Журавлев, М.А. Холодная, Д.В. Ушаков, Т.В. Галкина. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2010.
  21. Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований: Материалы научной конференции, посвященной памяти В.Н. Дружинина, 19-20 сентября 2005 г. / Отв. ред. А.Л. Журавлев, М.А. Холодная. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2005.
  22. Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. М.: ПЕР СЭ, 2003.
  23. Рибо Т. Творческое воображение. СПб.: Тип. Ю.Н. Эрлихь, 1901.
  24. Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2008.
  25. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте / Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2011.
  26. Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности человека. М.: МГУ, 1969.
  27. Ушаков Д.В. Интеллект. Структурно-динамическая теория. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2003.
  28. Хазова С.А. Ментальные ресурсы субъекта: феноменология и динамика. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013.
  29. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002.
  30. Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. СПб.: Питер, 2004.
  31. Шадриков В.Д. Способности и интеллект человека. М.: Издательство Современного гуманитарного университета, 2004.
  32. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. М.: Аспект Пресс, 2007.
  33. Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014.
  34. Юркевич В.С. О "наивной" и "культурной" креативности // Основные современные концепции творчестваи одаренности. М., 1997. С. 127-142.
  35. Barron F., Harrington D.M. Creativity, intelligence, and personality // Annual Review of Psychology. 1981. V. 32. P. 439-447.
  36. Boden M.A. The creative mind: Myths and Mechanisms. N.Y.: Basic Books, 1991.
  37. Feldhusen J.F. Creativity: the knowledge base and children // High Ability Studies. 2002. V. 13. No. 2. P. 179-183.
  38. Guilford J.P. The nature of human intelligence. New York: McGraw-Hill, 1967.
  39. Hobfoll S.E. The Ecology of Stress. Washington, DC: Hemisphere, 1988.
  40. Jackson P. W., Messick S. The person, the product, and the response: Conceptual problems in the assessment of creativity // Journ. of Personality. 1965. V. 33 (3). P. 309-329.
  41. Kahneman D. Attention and effort. Englewood cliffs. N.Y.: Prentice Hall, 1973.
  42. Kim K.H. Can only intelligent people be creative? // Journ. of Secondary Gifted Education. 2005. V. 16. P. 57-66.
  43. Li R. A theory of conceptual intelligence: Thinking, learning and giftedness. N.Y.: Praeger Publishers, 1996.
  44. Noppe L.D. The relationship of formal thought and cognitive styles and creative thinking // Journal of Creative Behaviour. 1985. V. 19 (2). P. 88-96.
  45. Nusbaum E.C., Silvia P.J. Fluid Intelligence, executive processes, and strategy use in divergent thinking // Intelligence. 2011. V. 39. P. 36-45.
  46. Silvia P.J. Creativity and Intelligence Revisited: A Latent Variable Analysis of Wallach and Kogan // Creativity Research Journ. 2008. V. 20 (1). P. 34-39.
  47. Sim K.S., Duffy A.H. Knowledge transformers - a link between learning and creativity // AID'02 Workshop on Learning and Creativity. 2002. P. 1-10.
  48. Sincoff J., Sternberg R.J. Two faces of verbal ability // Intelligence. 1987. V. 11. P. 263-276.
  49. Sternberg R.J., O'Hara L.A. (1999). Creativity and intelligence // Handbook of creativity / Ed. R.J. Sternberg. New York: Cambridge University Press, 1999. P. 251-272.
  50. Vincent A.S., Decker B.P., Mumford M.D. Are intelligence and creativity really so different? Divergent Thinking, Intelligence, and Expertise: A Test of Alternative Models // Creativity Research Journ. 2002. V. 14. № 2. Р. 163-178.
  51. Wallach M.A., Kogan N. Modes of thinking in young children: A study of the creativity-intelligence distinction. New York: Holt, Rinehart, & Winston, 1965.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести