- Код статьи
- S0205-95920000408-5-1
- DOI
- 10.31857/S20000408-5-1
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Аннотация
- Понятие “диссинхрония” когнитивного развития означает своеобразие структуры интеллектуальных способностей одаренных детей. В статье обсуждается объяснение феномена диссинхронии, предложенное в рамках структурно-динамической теории интеллекта. Вводятся понятия хроногенных (зависящих от возраста) и персоногенных (зависящих от индивидуальных особенностей) когнитивных функций. Описано исследование, проведенное на материале теста WISC Д. Векслера. В нем показано, что, в соответствии с предсказаниями структурно-динамической теории, коэффициент хроногенности (скорость роста показателей субтеста с возрастом) положительно коррелирует с востребованностью способностей в среде, нагрузкой по генеральному фактору и наследуемостью субтестов теста Векслера. Делается вывод о том, что различия в структуре интеллектуальных функций (в т.ч. диссинхрония) возникают в результате взаимодействия трех начал: интеллектуального потенциала ребенка, среды и времени онтогенеза. Малая востребованность способности средой, ведущая к увеличению персоногенности способности, в сочетании с большими вложениями когнитивного потенциала со стороны индивида приводят к ситуации диссинхронии когнитивного развития.
- Ключевые слова
- Интеллект, одаренность, диссинхрония, тест векслера
- Дата публикации
- 03.09.2015
- Всего подписок
- 1
- Всего просмотров
- 681