СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ И САМООЦЕНКА АКАДЕМИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ И САМООЦЕНКА АКАДЕМИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000408-5-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Представлены результаты исследования взаимосвязи стрессоустойчивости и неадекватности прогноза исхода экзаменационной ситуации (N = 667). Знание закономерностей этих взаимосвязей позволит разработать программу развивающих занятий, которая существенно увеличит психологическую готовность к деятельности в стрессогенных условиях, повышая профессионализм будущего специалиста. Для проверки гипотезы о связи низкой стрессоустойчивости и неадекватности прогноза использованы тесты, определяющие коммуникативные и эмоционально-волевые свойства как наиболее значимые для реагирования в стрессогенной ситуации (16-PF Р. Кеттелла, ОСТ В.М. Русалова, опросник УСК Д. Роттера). Впервые эмпирически обнаружено, что низкая стрессоустойчивость, проявляющаяся в высокой чувствительности к неудачам в предметной и социальной сфере, склонности к напряженности, тревожности, беспокойству, взаимосвязана с неадекватностью прогноза исхода экзаменационной ситуации.
Ключевые слова
Студенты, экзаменационный стресс, стрессоустойчивость, прогноз исхода ситуации, самооценка академических достижений
Классификатор
Дата публикации
03.07.2015
Всего подписок
1
Всего просмотров
516
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S0205-95920000408-5-1 Дата внесения исправлений в статью - 18.10.2020
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Бабушкин Г.Д. Вероятностное прогнозирование в экстремальных ситуациях//Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 4 (39). С. 49-52.
  2. Баранов А.А. Стресс-толерантность педагога: теория и практика М.: АСТ; Ижевск: Удмуртский университет, 2002.
  3. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕР СЭ, 2006.
  4. Гиссен Л.Д. Время стрессов. М.: Физкультура и спорт, 1990.
  5. Деркач А.А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста//Акмеология. 2012. № 4. С. 11-17.
  6. Долгополова И.В. Метаэффекты связи стиля деятельности педагога и стиля деятельности и индивидуальности учащихся//Вестник Орловского государственного университета. Серия “Новые гуманитарные исследования”. 2011. № 4 (18). С.132-135.
  7. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Кандыбович С.Л. Психология высшей школы. Мн.: Харвест, 200
  8. Жученко О.А. Стрессогенность контроля знаний: программа оптимизации состояния студентов//Ананьевские чтения. Современные прикладные направления и проблемы психологии: Материалы научной конф. Ч. 2. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2010. С. 226-227.
  9. Жученко О.А. Связь личностных особенностей с прогнозированием результативности деятельности в стрессогенной ситуации//Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия “Гуманитарные науки”, 2012. № 6. С. 53-56.
  10. Жученко О.А. Адекватность прогноза исхода экзаменационной ситуации как ресурс стрессоустойчивости личности: теоретический аспект//Alma mater. Вестник высшей школы, 2013. № 7. С. 117-119.
  11. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1983.
  12. Льдокова Г.М. Негативные психические состояния студентов в ситуациях с неопределенным исходом. Елабуга: Алмедиа, 2006.
  13. Моросанова В.И., Аронова Е.А. Самосознание и саморегуляция поведения. М.: Институт психологии РАН, 2007.
  14. Орлов А.И. Прикладная статистика. М.: Экзамен, 2004.
  15. Осницкий А.К., Савельичева В.Л. Вероятность и значимость в структуре регуляции деятельности и их влияние на непреднамеренное запоминание//Вероятностное прогнозирование в деятельности человека/Под ред. И.М. Фейгенберга, Г.Е. Журавлева. М.: Наука, 1977. С. 256-272.
  16. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний в учебной и педагогической деятельности//Вопр психол. 1991. № 5. С. 156-161.
  17. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей//Вопр. психол. 1997. № 1. С. 45-54.
  18. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб.: Речь, 2003.
  19. Сычев О.А. Личностная обусловленность прогнозирования: Дис.. канд. психол. наук. Бийск, 2009.
  20. Фейгенберг И.М. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека и поведении животных. М.: Ньюдиамед, 2008.
  21. Шевченко Ю. Еще раз об экзамене//Высшее образование в России. 2004.№ 3. C. 172-173.               
  22. Щербатых Ю.В. Экзаменационный стресс: диагностика, течение и коррекция. Воронеж: ИАН, 2000.
  23. Яковлев Б.П., Литовченко О.Г. Теоретические аспекты исследования психической нагрузки в условиях учебной деятельности//Alma mater. Вестник высшей школы. 2005. № 6. С. 3-6.       
  24. Якунин В.А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1988.
  25. Carver C.S., Scheier M.F. Situational coping and coping dispositions in a stressful transaction//Journal of Personality and Social Psychology. 1994. Vol. 66 (1). P. 184-195.
  26. Wilson T.D. and etc. The pleasures of uncertainty: Prolonging positive moods in ways people do not anticipate // Journal of Personality and Social Psychology. 2004. № 88. P. 5-21.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести